Продавливать диван ли мёртвым грузом, иль мусор вынести и быть хорошим мужем?
How the mind makes welfare tradeoffs: Evolution, computation, and emotion
Помочь ли другу с ремонтом на даче ценой выходных? Подбросить ли соседа на вокзал опаздывая на работу? Донести ли незнакомой бабушке неподъемные торбы, когда в кафе вас ждёт уже новая пассия? Ах, эти метания между “хочу”, “могу” и “надо”.
Все наши затратные социальные взаимодействия представляют из себя компромиссное (tradeoff) распределение ограниченного ресурса – нашего условного благосостояния / благополучия (welfare). Мы тратим на других время, силы, нервы, деньги. Никто не вечен, время не бесконечно, а мы не молодеем, так как же по уму распределить свой велфэр так, чтобы не остаться в дураках?
В эволюционной биологии есть понятие “совокупной приспособленности” (inclusive fitness) – это количество эквивалентов потомства, которое особь выращивает, спасает или иным образом поддерживает своим поведением (независимо от того, кто их породил). Ваши компромиссы в отношении родственников рассчитываются по следующей формуле:
Где r – это степень генетического родства, bother – это выгоды (benefits) другому, а Cyou – это затраты (costs) для вас. Выгоды для другого должны превышать затраты для вас, но с учетом степени родства. Чем она выше – тем вероятнее, что выгоды превысят затраты.
А если это не родственник? На этот случай есть теория взаимности (theory of reciprocity). Формула расчёта затрат и выгод почти та же самая,
Только вместо степени родства теперь индекс возможной длительности отношений – w. Какой смысл тратиться ради того, кого вы больше никогда не встретите?
А если у нас не добровольный обмен, а конфликт (theory of conflict)? У нас хотят отнять ресурс, прожать на действие, против нашей воли. И снова в формуле меняется лишь одна переменная,
На этот раз индекс f определяет “грозность” (formidability) оппонента – насколько он большой, опасный и влиятельный. Порою выгоднее отдать кошелёк и вынести мусор, даже ценой самооценки – лицо и брак целее будут.
А ведь может быть такая непростая ситуация, когда оппонент – ваш близкий родственник, но полный ноль и даже минус, как потенциальный партнер и объект для инвестиций ваших ресурсов, как тогда поступить?
Предложенная авторами статьи модель компромиссов благосостояния (welfare tradeoffs) предполагает наличие ряда внутренних регуляторных переменных (internal regulatory variables) – сформированных естественным отбором элементов кодирующих свойства других (родство, взаимность, грозность, кооперативный потенциал) и ситуации (количество, качество и масштаб ожидаемых затрат, есть ли посторонние наблюдатели). Суммарный параметр коэффициента компромисса благосостояния (Welfare Tradeoff Ratio, WTR) будет определять поведение.
Эмоции так же влияют на WTR. Когда к вам отнеслись плохо и несправедливо, вы сигнализируете противоположной стороне, что ваш WTR в его/её адрес снизился, вплоть до угрозы прекращения кооперации, и с таким отношением к вам они ничего не получат ни сейчас, ни, что немаловажно, в будущем. Но если их WTR по отношению к вам вернется в прежний диапазон (хороший муж/друг/сосед), то и вы подкорректируете этот параметр со своей стороны.