Существуют ли тенденции развития в том, как люди воспринимают музыку и взаимодействуют с ней? Молодёжь всегда слушает говно, а раньше было лучше, или всё не так однозначно?
Данные двух крупных кросс-секционных исследований с участием более четверти миллиона человек были использованы для изучения возрастных различий в музыкальных установках и предпочтениях с подросткового до среднего возраста. В исследовании 1 изучались возрастные тенденции в музыкальной активности. Результаты показали, что:
(а) степень важности, придаваемая музыке, снижается с возрастом, но взрослые по-прежнему считают музыку важной,
(б) молодые люди слушают музыку значительно чаще, чем взрослые среднего возраста,
и (в) молодые люди слушают музыку в самых разных контекстах, тогда как взрослые слушают музыку в основном в частных контекстах.
В исследовании 2 изучались возрастные тенденции в музыкальных предпочтениях. Результаты показали, что:
(а) музыкальные предпочтения могут быть концептуализированы в терминах 5-мерной модели, инвариантной к возрасту,
(б) некоторые измерения музыкальных предпочтений уменьшаются с возрастом (например, интенсивные, современные), в то время как предпочтения других измерений музыки увеличиваются с возрастом (например, непритязательные, утонченные),
и (в) возрастные тенденции музыкальных предпочтений тесно связаны с личностью.
Нормативные возрастные тенденции в музыкальных предпочтениях соответствовали возрастным изменениям в психосоциальном развитии, личности и слуховом восприятии. В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что музыкальные предпочтения подвержены различным влияниям развития на протяжении всей жизни.
В своей книге “This is Your Brain on Music,” нейробиолог Дэниел Левитин пишет:
“Когда нам нравится музыкальное произведение, оно напоминает нам о другой музыке, которую мы уже слышали, и активизирует память об эмоциональных периодах нашей жизни.”
То, что мы считаем своим “вкусом”, – это просто дофаминовая реакция, возникающая на основе распознаваемых мозгом паттернов, которые создают ожидание удовольствия на основе прошлых удовольствий. Когда мы перестаем активно слушать новую или незнакомую музыку, связь между музыкальным паттерном и удовольствием прерывается.
На это может уйти десятилетие или два, но в итоге “молодежная музыка” будет отталкивать и не приносить удовольствия. Если, приложив усилия, вы все еще находите новую популярную музыку труднопереносимой, утешьтесь словами автора песен Бена Фолдса, который пишет в своих мемуарах:
“Хорошая поп-музыка, действительно соответствующая своему моменту, должна сбивать с толку/следа (throw off its scent) пожилых. Она должна очистить комнату от скучных взрослых и дать детям немного пространства”.
Если молодёжь в помещении слушает какую-то совсем уж тошнотворную срань (звуковой кал), то пора найти взглядом ровесников и ретироваться, чтобы на свежем воздухе (в укромном уголке) поставить на телефончике старое-доброе и попёрдывая затеять извечное “Вот это совсем другое дело, могли ведь делать музычку в наше время”.