На одном из Балеарских островов, Менорке, в пещере Es Càrritx, археологи откопали помещения, которые в конце Бронзового Века служила местом для погребальных ритуалов. Кроме человеческих останков там были найдены разнообразные контейнеры из дерева или рога, содержащие отрезанные человеческие волосы. С помощью жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии в них были обнаружены алкалоиды, которые использовались в медицинских и ритуально-психоделических целях.
Флора, произрастающая на Менорке, включает психоактивные виды Datura stramonium (дурман), Hyoscyamus albus (белена) и Mandragora automnalis (мандрагора), которые содержат производные тропана – атропин и скополамин, Ephedra fragilis (эфедра она и на Менорке эфедра), содержащая производное фенилэтиламина – эфедрин, и Papaver somniferum (опиумный мак), содержащий различные бензилизохинолиновые алкалоиды, среди которых морфин и папаверин.
Тропановые алкалоиды обладают высокой психоактивностью, оказывая множественное воздействие на центральную нервную систему. Атропин и скополамин относятся не только к галлюциногенам, но и к группе делириозных препаратов, т.е. они вызывают делирий, характеризующийся крайней спутанностью сознания, сильными и реалистичными галлюцинациями, дезориентацией, изменением сенсорного восприятия и дезорганизацией поведения. Часто трип-репорты повествуют о внетелесных ощущениях и чувстве изменения кожи, как будто на ней растет мех или перья.
Морфин был исключен из исследования, поскольку было показано, что он нестабилен в археологических контекстах, а папаверин, другое соединение, характерное для семян мака, показал эффект переноса в системах жидкостной хроматографии, что делает нормальные анализы недостоверными. Но вот обнаруженные в бережно сохраненных волосах эфедрин, атропин и скополамин, пронесли сквозь толщу веков историю о том, как Мать-Природа своими дарами лечила, утешала и приоткрывала для наших далеких предков завесу между мирами.