Правнучатая племянница императора Наполеона, Мари Бонапарт, была выдающейся женщиной. Настолько, что я бы очень вам рекомендовал не полениться и прочитать посвященную ей статью на Википедии. Интеллектуалка, аристократка, красавица и ученый. Но нас, как это ни странно, в данный момент интересуют подробности её личной жизни. А именно проблемы с достижением оргазма. Как уважающий себя интеллектуал в поисках решения встретившейся ей проблемы Мари провела исследование и опубликовала его результаты под псевдонимом А.Е. Нарьяни озаглавив публикацию “Considerations sur les causes anatomiques de la frigidite chez la femme”, об анатомических причинах фригидности у женщин. Принцесса задалась совершенно логичным вопросом, насколько связаны женские проблемы в интимной сфере с расположением клитора и возможностью его стимуляции во время полового акта.
У двухсот женщин было измерено расстояние между клитором и отверстием мочеиспускательного канала (the distance between the underside of the clitoral glans and the center of the urinary meatus, CUMD), вдобавок к этому их опросили о том, как часто они испытывают оргазм. На основании этого расстояния, она разделила женщин на три группы, заключив, что те, у кого оно было наименьшим (paraclitoriennes, от греческого para, παρά, поблизости) куда легче достигают оргазма чем те, у кого оно больше (mesoclitoriennes, от греческого mesos, μέσος, середина) или же у тех, у кого это расстояние составляло больше двух с половиной сантиметров (téleclitoriennes, от греческого tele, τῆλε, вдалеке), к которым она относила и себя.
В 1925 она обратилась к Зигмунду Фрейду в надежде, что психоаналитический подход ей поможет. Именно ей в свое время Фрейд признался, что так и не нашел ответа на вопрос “Чего хотят женщины?” (Elisabeth Young-Bruehl 1992).
Дед вообще в этом плане был достаточно консервативен, и утверждал, что оргазм достигнутый с помощью стимуляции клитора по сути своей “незрелой природы” (immature origin) и должен быть замещен, с взрослением женщины, “взрослым” вагинальным оргазмом полученным в процессе классического коитуса с участием пениса, что должно стать фундаментальным шагом на пути к достижению истинной феминности.
Прямая цитата для тех, кто оскорбится за деда Фройда, мол, не мог он такого сказать. Еще как мог.
“When erotogenic susceptibility to stimulation has been successfully transferred by a woman from the clitoris to the vaginal orifice, it implies that she has adopted a new leading zone for the purposes of her later sexual activity. A man, on the other hand, retains his leading zone unchanged from childhood. The fact that women change their leading erotogenic zone in this way, together with the wave of repression at puberty, which, as it were, puts aside their childish masculinity, are the chief determinants of the greater proneness of women to neurosis and especially to hysteria. These determinants, therefore, are intimately related to the essence of femininity” (Freud, 1905)
Позже ему вторили другие психоаналитики, мол, “единственным критерием фригидности является отсутствие вагинального оргазма” и что ”клитор подорвал здоровую женственность” (Hitschmann and Bergler 1936). Оставим это на их совести, психоанализ такой психоанализ.
Надо признать, что с Фройдом согласились не все. Мелани Кляйн, Эрнст Джонс и Карен Хорни оспорили его “андроцентрическое” видение женской сексуальности и некоторую зацикленность на всемогущем фаллосе, цитирую ‘‘the vagina has value only as a receptacle for the penis“ (Freud, 1905). Вильгельм Райх в своей работе “The function of the orgasm”, “осовременил” видение женской сексуальной функции и оргазма, уравняв ее с мужской, мол, это две равнозначно важные части одного целого, а не противоположности.
Известный своими туманными высказываниями и не менее туманными теориями Жак Лакан и тут остался себе верен заявив, что “природа вагинального оргазма остается неприкосновенной тайной” ‘‘the nature of the vaginal orgasm is keeping its inviolate secret’’ (Lacan, 1964). Очень помог, Жак, спасибо, это всё объясняет.
Это так, небольшой реверанс в сторону психоанализа. Вернемся к Мари Бонапарт и её клитору.
Ах, да, забыл сказать, что никто иной как Мари Бонапарт, выкупила за свои деньги Фрейда у нацистов и помогла ему перебраться из оккупированной Австрии в Лондон (фото вверху). Исключительная была женщина. Пусть этот любопытный факт дополнит ее образ у вас в голове.
В своей работе 1924 года Мари утверждала, что существует два типа фригидности: психогенная, обусловливающая неспособность достичь оргазма как такового и нуждающаяся в психоаналитической терапии, и фригидность второго типа, при которой проблема кроется в неспособности достичь оргазма путем одного только полового акта “Implacablement insensibles pendant le coit, et le coit seul” (Narjani, 1924). Второй тип, согласно ее представлениям, был обусловлен биологическими причинами, а именно удаленностью клитора от входа во влагалище, что ухудшало его стимуляцию во время полового акта.
Вооружившись своей теорией, в 1927 году Мари Бонапарт решилась на экспериментальную операцию по перемещению клитора, которую проводил австрийский хирург Йозеф Халбан, и даже описала хирургический метод, который так и назвали — Halban–Narjani procedure (подробнее об этом можно почитать в Moore 2009). Процедура, увы, не помогла, возможно, из-за нарушения иннервации клитора, которая так и не восстановилась, но личная жизнь принцессы оставалась бурной и насыщенной. А еще она стала соучредительницей Парижского психоаналитического общества и развлекалась психоанализом до конца жизни. Так-то.
В Филадельфийском Музее Искусств находится устроившая в свое время нешуточный скандал скульптура изображающая Мари. Экспонат именованный Princess X поднял на уши Общество Независимых Художников своей обсценной фалличностью. Автору, румынскому скульптору Роману Бранкуши пришлось объясняться, что он не верблюд, “вы не понимаете, это другое”, и вообще скульптура про феминность.
Анатомическому расположению клитора и его роли в женской сексуальной жизни уделяется достаточно много внимания в популярных в то время брачных мануалах, таких как “Ideal Marriage” van de Velde (1930) и “A Marriage Manual” Stone and Stone (1935). В 1971 вышла книга написанная женщинами для женщин, “Our Bodies, Ourselves” которая наглядно и доступно изображала женскую анатомию без курьезных замалчиваний, таких как, например, исключение клитора из легендарной Gray’s Anatomy 1948 года издания (в оригинале 1901 года он был, хоть и не совсем детально). Идея, которую озвучила Мари Бонапарт, получила всеобщее распространение.