Восемнадцать человек были повешены в период с февраля 1692 по май 1693 в городке Сэлем колониального Массасучетса, из них четырнадцать женщин и четверо мужчин. Еще одного мужчину, Джайлса Кори, задавили насмерть камнями. Всех жертв объединяло одно — обвинение в колдовстве.
Это один из наиболее известных эпизодов массовой истерии в колониальной Америке. (Если, конечно, не считать выборы президента США 2020 со всей конспирологической вакханалией, которой пока что конца-края не видно).
Всё началось в феврале 1692, когда девятилетняя Бетти Пэррис и одиннадцатилетняя Эбигейл Уильямс, дочь и племянница, соответственно, преподобного Самуэля Пэрриса начали издавать странные звуки, кричать, извиваться всем телом и разбрасывать вещи по комнате. Девочки жаловались на ощущение, будто их щипают и колют иглами. Доктор не обнаружил никаких явных признаков болезни, но через пару дней появилось еще несколько молодых женщин с подобными жалобами и симптомами.
Виноватых нашли тут же. Первыми обвиненными стали Сара Осборн, Сара Гуд и Титуба, служанка Самуэля Пэрриса привезенная с Барбадоса. Гуд жила в нужде и была обвинена в ведьмовстве из-за своей репутации, Осборн редко ходила на церковные собрания и, как считала общественность, слишком настойчива пыталась контролировать, как её сын распорядится наследством от её предыдущего брака. Титуба же просто была подходящей жертвой в силу этнической принадлежности, и была обвинена в том, что искушала неокрепшие умы малолетних жертв рассказами из Malleus Maleficarum о сношениях с дьяволом, овладении умами мужчин и ворожбе.
В марте к обвиняемым прибавились Марта Кори, дочь Сары Гуд, Дороти, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон из близлежащего Ипсвича. Марта Кори привлекла к себе интерес обвинителей лишь тем, что скептично отозвалась о предыдущих обвинениях. Обвинения против Марты Кори и Ребекки Нёрс потрясли жителей, ведь обе были “полностью воцерковленными” (fully covenanted) прихожанами, и если даже такие выдающиеся горожане могут стать жертвами обвинения в ведьмовстве, то членство в церковной общине не может быть надежной защитой. Дороти Гуд, дочери Сары, было всего четыре года, что не помешало магистрату допросить её и трактовать её ответы как признание в пользу вины её матери. Дальше начались допросы, свидетельства, некоторые из обвиняемых называли имена новых подозреваемых, и к маю количество задержанных выросло до шестидесяти двух человек.
К маю 1693 количество обвиненяемых выросло до двух сотен, тридцать были признаны виновными, девятнадцать были казнены. В самом ли деле они стали жертвами массовой истерии, соседской зависти, межличностных склок и претензий на чужое имущество?
Спустя почти триста лет, в 1976 году, Линнда Капорэл (Linnda Caporael) в своей статье Ergotism: The Satan Loosed in Salem? предположила, что не смотря на истерию, обман и лжесвидетельство в роли возможных объяснений обвинениям в колдовстве, есть куда более подходящее физиологическое объяснение. Мучимые странными приступами горожане Сэлема стали жертвами эрготизма — отравления спорыньёй, известного человечеству с незапамятных времён.
Само название происходит от старофранцузского слова argot (петушиная шпора), из-за сходства склероция спорыньи со шпорами на ногах у петухов.
Спорынья (лат. Cláviceps) — род грибов семейства спорыньёвых (Clavicipitaceae), паразитирующий на некоторых злаках, в том числе, на ржи и пшенице. Наша героиня, Claviceps purpurea, вошла в человеческую историю заражая рожь, из которой делали хлеб. Спорынья любит холодные зимы, после которых приходят прохладные и сырые сезоны всхода посевов, и исторически чаще всего собирала свой мрачный урожай в регионах зависящих в сельскохозяйственном плане от ржи. Несмотря на то, что ей подвластны все злаковые, рожь более подвержена заражению из-за открытого опыления и более длительного периода созревания, что увеличивает её экспозицию для патогенов.
У эрготизма существует две формы:
- Конвульсивная, сопровождаемая болезненными судорогами, диареей, зудом, парестезией (то самое ощущение жжения и мурашек под кожей, на которое жаловались малолетние жертвы), тошнотой, рвотой, головными болями, манией и психозом.
- Гангренозная, при которой алкалоиды спорыньи, такие как эрготамин, вызывают вазоконстрикцию дистальных частей конечностей (пальцах на руках и на ногах), что приводит к сухой гангрене.
На протяжении большей части человеческой истории эрготизм называли святым огнём, или огнём Святого Антония. Это поэтическое название происходит от незабываемых ощущений вызванных гангренозной формой эрготизма и Святого Антония, выдающегося христианского подвижника жившего в 3–4 веке нашей эры, называемого также Отцом всех монахов, которому приносят молитвы во избавление от кожных болезней. Что интересно, огнём Святого Антония также называют рожистое воспаление и опоясывающий лишай.
На это гравюре 16ого века изображен страждущий без ноги, (сухая гангрена) с полыхающей рукой, который просит у Святого Антония избавления от мук.
Ниже фрагмент картины Матиаса Грюневальда “Искушение Святого Антония” изображающий больного эрготизмом.
Что любопытно, на одноимённой картине Иеронимуса Босха (сверху) тоже есть упоминание эрготизма. На квадратном отрезе белой ткани, перед мужчиной в чёрной шляпе и красной накидке лежит ступня с торчащим из неё обломком кости. Медицинский историк Veit Harold Bauer считает, что это прямая отсылка к отравлению эрготом — во времена Босха эрготизм был эпидемией приведшей к десяткам тысяч смертей и бесчисленным ампутациям.
На заднем плане можно увидеть падающий шпиль с тау-крестом госпиталя Антонитов, последнего прибежища пострадавших от эрготизма.
Обратите внимание на такую же форму тау-креста на картине Франсиско де Зурбарана ниже.
Статья Линнды Капорэл вызвала неслабый отклик в академической среде, найдя как сторонников (Ergot and the Salem Witchcraft Affair by Mary K Matossian), так и противников (Ergotism and the Salem Witch panic: A critical analysis and an alternative conceptualisation by Nicholas P. Spanos), (Witchcraft or Mycotoxin? The Salem Witch Trials by Alan Woolf), (Ergotism and the Salem Village Witch Trials by Nicholas P. Spanos and Jack Gottlieb). Аргументов за и против столько, что я, признаться, так и не докопался до самого конца. Любопытствующие могут изучить статьи по указанным мною ссылкам и сделать свои выводы.
История эпидемий эрготизма простирается в глубь веков. В средневековых Annales Xantenses про 857 год записано “великая хворь с раздутыми нарывами поразила людей тошнотворным гниением, что их конечности расслаивались и отваливались перед смертью” (a great plague of swollen blisters consumed the people by a loathsome rot, so that their limbs were loosened and fell off before death).
Во времена Французской Революции, в эпоху “Великого Страха” (The Great Fear), в июле — августе 1789, урожай зерна был невелик и среди крестьян пошли слухи, что бандиты собираются отобрать у них жалкие остатки. Испуганные крестьяне в сельских регионах мобилизовались, взяли вилы и пошли грабить зажиточный класс. Mary K. Matossian (та самая, которая выступила в защиту гипотезы эрготизма в Сэлеме) предположила, что это была массовая истерия вызванная, опять же, эрготизмом. В более удачное время, пораженный грибком урожай отправился бы на утилизацию, но голод не тётка, и народ от нечего есть пустил в пищу и поражённый спорыньёй урожай. Дальше им свернуло кукуху, массовые галлюцинации, истерия и Vive la Revolucion! Версия откровенно конспирологическая, но забавная.
В 1935 шведский учёный Альберт Хоффман начал экспериментировать со спорыньёй. В 1943 он успешно синтезировал диэтиламид лизергиновой кислоты, который случайным образом удачно попал в его организм через кожу и Альберт неслабо так трипанул катаясь на велосипеде (вот замечательная статья Scientific American об этом).
И на десерт: в эпизоде The X-Files “Never again” также фигурирует эргот. На протяжении эпизода с одним из персонажей разговаривает татуировка, периодически закидывая ему идею убить Скалли. В конце оказывается, что в краске был эрготамин.
“Бэд трип Святого Антония”.