Neuroexistencialism Archive III/2021


Иллюзия конца истории


19 000 человек в возрасте от 18 до 68 были опрошены на предмет того, насколько они изменились за последние 10 лет и насколько, как они предполагают, они изменятся за следующие десять лет.

Название взято из озвученного Фрэнсисом Фукуямой в 1989 году предсказания о том, что либеральная демократия будет последней формой человеческого правления:

What we may be witnessing is not just the end of the Cold War, or the passing of a particular period of post war history, but the end of history as such: that is, the end point of mankind’s ideological evolution and the universalization of Western liberal democracy as the final form of human government. This is not to say that there will no longer be events to fill the pages of Foreign Affair’s yearly summaries of international relations, for the victory of liberalism has occurred primarily in the realm of ideas or consciousness and is as yet incomplete in the real or material world. But there are powerful reasons for believing that it is the ideal that will govern the material world in the long run.

Все три возрастные категории (молодые, взрослые, еще взрослее, утверждали, что к настоящему времени изменились сильне, чем изменятся в будущем. Как будто настоящее — это водораздел, на котором они стали тем, кем останутся до конца жизни. Как известно, нет никого взрослее и умнее девятнадцатилетних.

«Заходят как-то в бар уставший от жизни Циник, Мизантроп и Нигилист, а бармен им и говорит: у нас алкоголь только с 18 лет.»

The End of History Illusion


Сила абсурда

Существует очевидный парадокс, лежащий в основе формирования крупных человеческих сообществ. Религиозное и идеологическое развитие цивилизаций – все более крупных скоплений генетических чужаков, включая современные народы, интернациональные движения и другие воображаемые сообщества фиктивных сородичей, – видимо, зависит от того, что Кьеркегор называл «силой абсурда». (Таково желание Авраама перерезать горло своему любимому сыну, дабы доказать преданность невидимому и безымянному божеству, что сделало его величайшим героем, а не насильником над ребенком, убийцей или психопатом.)

Наиболее прочные социальные связи и поступки человечества, в том числе способность к взаимопомощи и прощению, к жертвенности и убийству, рождаются из приверженности причинам и образу действий, которые «невыразимы», – то есть их состоятельность, издержки и последствия принципиально не подлежат рациональной оценке и эмпирической проверке. Чем меньше материально обоснована чья-либо приверженность и самоотдача сакральной идее – иначе говоря, чем она абсурдней, – тем больше верят в нее другие.

Скотт Этран «Сила абсурда» (эссе из сборника «Теории всего на свете» под редакцией Джона Брокмана)



Автор теории когнитивного диссонанса, Leon Festinger, опубликовал соответствующую статью в 1957 году.

Карел Чапек, ДТП и образное запоминание

Заурядное происшествие: в четыре часа утра на Житной
улице автомобиль сбил с ног пьяную старуху и скрылся, развив
бешеную скорость.

Так начинается короткий рассказ Карела Чапека «Поэт«. Свидетелей мало, показания скудные и совсем не совпадают.
Среди свидетелей оказывается поэт, который под впечатлением от произошедшего в тот же вечер написал стихотворение:

Дома в строю темнели сквозь ажур,
Рассвет уже играл на мандолине.
Краснела дева
В дальний Сингапур
Вы уносились в гоночной машине.
Повержен в пыль надломленный тюльпан.
Умолкла страсть Безволие… Забвенье
О шея лебедя!
О грудь!
О барабан и эти палочки —
трагедии знаменье!

На раздраженную тираду полицейского о том, что-де ему это ничего не поможет, ему нужны факты, поэт ответил:

Все это внешние факты, сырая действительность, — сказал поэт, теребя себя за нос. — А поэзия — это внутренняя реальность. Поэзия — это свободные сюрреалистические образы, рожденные в подсознании поэта, понимаете? Это те зрительные и слуховые ассоциации, которыми должен проникнуться читатель. И тогда он поймет.

Потом оказалось, что «Краснела дева…» — это заря», Сингапур — малайцы — коричневый цвет машины, надломленный тюльпан — это сбитая «пьяная побирушка», а в конце стихотворения в образах оказался зашифрован номер автомобиля сбившего старушку.

На ум сразу приходят эксперименты Элизабет Лофтус по созданию ложных воспоминаний и методика образного запоминания «Чертоги разума».
А слова поэта про внутреннюю реальность и сюрреалистические образы прямо в точку.


«… Я думаю, что человечество в целом окажется монолитным в своём сопротивлении росту знаний о том, что я иногда называю «Просветление 2.0» предлагаемым современной философией разума, когнитивной нейронаукой, ИИ, и.т.д.

Возможно, отдельные редкие индивиды или даже группы могут находить интересным новый синтез интеллектуальной честности (intellectual honesty) и духовности (spirituality). Но в бОльшем масштабе, я думаю, есть два типа наиболее вероятных реакций, которые будут распространяться: примитивная форма гедонизма основанная на упрощенных формах материализма и циничная, тривиальная версия нормативной нейроантропологии; а также подъем иррационализма и фундаментализма, даже в светских обществах, поддерживаемый теми, кто отчаянно нуждается в эмоциональной безопасности и и придерживается ограниченных мировоззрений, просто потому, что они не могут вынести натуралистический разворот в во взглядах на природу человечества.

Обе реакции глубоко «человеческие» и, очевидно, обе представляют собой опасность для немногих стабильных, открытых сообществ образовавшихся на нашей планете в настоящее время. «

Отрывок из интервью «Enlightement 2.0» Томаса Метцингера из философского сборника Collapse V


Оптические иллюзии Мориса Эшера

Оптические иллюзии — эстетически привлекательный способ напоминать себе, что наша реальность (умвельт) конструируется особенностью восприятия.

Можно видеть то, чего нет, и не видеть то, что есть.

По ссылке 470 рисунков Мориса Эшера знаменитого своими потрясающими оптическими иллюзиями. Там и все остальное его творчество, еще и в хронологическом порядке, видно прогресс мастера. Восторг.


За разломом Орла. (Любовь, смерть и роботы)

Мнению об иллюзорности мира не одна тысяча лет. Индуисты дали этой иллюзии благозвучное имя Майя.

В 7 эпизоде замечательного мультсериала «Любовь, Смерть и Роботы«, который называется «За Разломом Орла» (Beyond the Aquila Rift), авторы мультфильма ухитрились в 15 минут экранного времени вложить пронзительное ощущение лобового столкновения с реальностью, от которого ограждают иллюзии.

Sci-fi сеттинг, промахнувшийся на сотни тысяч световых лет мимо своего пункта назначения экипаж и full-immersion галлюцинация наведенная на протагониста нечеловеческим существом с в общем-то добродетельными намерениями.

Цитата Метцингера вместо вишенки на торте.
“The problem of consciousness is all about subjective experience, about the structure of our inner life, and not about knowledge of the outer world.”


Чем Людвиг Витгенштейн лучше девушки

Nothing is so difficult as not deceiving oneself.

The limits of my language mean the limits of my world.


If we spoke a different language, we would perceive a somewhat different world.


Death is not an event in life: we do not live to experience death. If we take eternity to mean not infinite temporal duration but timelessness, then eternal life belongs to those who live in the present. Our life has no end in the way in which our visual field has no limits.


Франц де Вааль о природной этике

«Чем шире мы распространяем в мире наши представления о морали, тем больше нам приходится полагаться на интеллект, потому что …биология не слишком хорошо подготовила нас к правам и обязанностям в масштабе современного мира. Мы развивались как групповые животные, а не как граждане мира. Тем не менее очень скоро нам придется задуматься о таких вещах, как универсальные права человека, и нет никаких оснований воспринимать природную этику, о которой говорится в этой книге, как пожизненное тюремное заключение. Природная этика помогает объяснить, как мы пришли к сегодняшнему состоянию, и только; мы, люди, давно научились строить новые здания на старых фундаментах.»


После своего триумфа с наследственностью Крик обратился, по его словам, ко «второй великой загадке» биологии – сознанию. Многие отнеслись к этому скептически. Я помню семинар по проблемам сознания, который Крик проводил в Институте Солка здесь, в Ла-Хойе. Не успел он начать, как какой-то джентльмен в аудитории поднял руку и сказал: «Позвольте, доктор Крик, вы даже не потрудились дать определение сознанию, прежде чем взяться за дело».

Ответ Крика был запоминающимся:
«Вынужден вам напомнить, что не было такого в истории биологии, чтобы компания ученых собралась за столом и решила: “Давайте сначала определим, что мы подразумеваем под жизнью”. Мы просто двигались вперед и выясняли, что она собой представляет. Оказалось – двойную спираль. Давайте оставим вопросы семантической гигиены философам».

Представьте, как Фрэнсис Крик, Нобелевский лауреат, ученый, светлый ум, после этой тирады кричит собеседнику как на рэп-баттле «Раунд!»

«Теории всего на свете» под редакцией Дж.Брокмана

Вам понравилось? Поддержите проект!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer