Послание в бутылке: кастанедовская версия самурайского кодекса Тома Сойера

Давайте сыграем в одну игру

Деструктивные фантазии Тома Сойера

OUR FAVOURITE BOOKS - All of our favourite classics. Free to read online or  download to PC, Kindle, iPhone.

В произведении Марка Твена о приключениях малолетнего разгильдяя Тома Сойера есть сцена, которую мало кто помнит. Том ухитрился куда-то запропаститься, а когда вернулся домой, то обнаружил, что тетя Молли убивается, мол, “пропал, погиб мой бедный мальчик”. Ухитрившись не обнаружить себя, Том не без удовольствия послушал о себе в роли оплакиваемого покойника и тихо кайфанул. Это в качестве лиричного описания такого интимного guilty pleasure нашей жизни, как деструктивные фантазии.


Игра представляет из себя вольную трактовку нескольких психотехник из разных концов света в качестве интроспективной сессии. Суть в том, что в моменты, когда велик соблазн предаться деструктивным фантазиям – мы играем в эту игру. 

Memento

Skull Still Life
Vanitas – Still Life (1625) by Pieter Claesz; Pieter Claesz, Public domain, via Wikimedia Commons

Бусидо, как фреймворк культурного кода самураев, известен многим. Одним из ключевых текстов этого кодекса является “Хагакурэ. Сокрытое в листве”. Самураю полагается каждый день думать о смерти, чтобы не путать приоритеты и не отрываться от реальности. Тот же месседж у известного всем memento mori. Есть, кстати, более поэтичная и давящая на психику версия “Memento homo quia pulvis es et in pulverem reverteris” – “Помни, что ты прах и в прах возвратишься.

HD wallpaper: fantasy art, old people, men, Moon, Carlos Castaneda, Don  Juan Matus | Wallpaper Flare



Дон Хуан, старый индеец из племени яки из пустыни Сонора, учил Карлоса Кастанеду, что для того, чтобы обрести контроль над своей жизнью, нужно пересмотреть всю предыдущую, уже прожитую. Перепрожить ее на ускоренной перемотке, чтобы обнаружить всё неосознаваемое, что влияло на тебя, твои цели и принимаемые тобой выборы.

Правила игры

Суть игры проста. Представьте, что вы оказались настолько не в том месте, и не в то время, что это оказывается конечная остановка вашей жизни. Какая-то мрачная фигура сотканная из ваших бессознательных страхов, психоаналитических сущностей и фольклорных архетипов сообщает вам, что вы уже приехали, можно забывать свои вещи, они вам больше не понадобятся. Часть игры заключается во внутреннем проживании столкновения с леденящим безразличием к собственной исключительности и неповторимости. 

A Carrier Pigeon Holds A Rolled Up Message Art Print by Will McPhail in  2022 | Art prints, How to be outgoing, Messages

Хорошая новость здесь в том, что вам удалось выторговать себе пятнадцать-двадцать минут (как на защите диссертации) на ваше последнее сообщение миру. Плохая же новость же — это требования к сообщению. Это должно быть что-то универсально важное и нужное, что сгодится любому другому человеку. Что вы можете по максимуму вложить в это? Если этому посланнику судьбы понравится содержание – есть шанс, что оно правдами и неправдами, как письмо в бутылке по воле волн, попадет к кому-то из тех, кто вас любит. Кривить душой, бекать-мекать, посвятить последние минуты жизни исступленному самолюбованию или сбивчиво передавая последние приветы маме, папе и тете Зине из Череповца совсем не вариант. 

Предлагаю вам свой вариант этого последнего сообщения/письма в бутылке. Я бы назвал это ментальной моделью, или “костылем” на айтишном сленге. Подпорка для ума, когнитивный швейцарский ножик и встроенный напоминатель. Три в одном.

Письмо в бутылке

  1. Avoiding stupidity > seeking brilliance
Action Photography Tips for Sporting Events

В большом теннисе есть две категории игроков: аматоры и профи. Одних намного больше, чем других. Аматоры играют в Loser’s Game – результат матча определит тот, кто совершит больше ошибок. Чтобы расти как аматор, надо стремиться меньше ошибаться, как ни парадоксально и смешно это не звучит. Профессионалы же играют в Winner’s Game – в матче сталкиваются два отточенных навыка, где просто не ошибаться уже недостаточно для победы. Если мы рассмотрим свою жизнь как набор дисциплин в отдельных контекстах, то мы в большинстве из них аматоры. Профессионалом стать можно только в нескольких. Следовательно, стремление к совершенству (seeking brilliance) нас не интересует, а интересует способ избегания ошибок и глупостей (avoiding stupidity). Когда Карлос Кастанеда решил подколоть Дона Хуана, мол, ты нагваль, Видящий, серьезное колдунство, но что ты будешь делать, если напорешься на засаду снайпера? На что Дон Хуан смеясь ответил Карлосу, что никогда не окажется там, где его будет ждать убийца. Назовем это все для удобства via negativa или “инверсия”, путь от обратного. Лабиринт удобнее проходить с конца.

  1. Affordance landscape
c. Affordances of various levels, including negative affordances. Red... |  Download Scientific Diagram
Affordances by  by Marketta Kyttä

Представьте витязя на распутье. Прямо пойдешь – одно, направо – другое, налево, третье. Давайте представим себе какое-нибудь футуристично-киберпанковое, на усмотрение вашей фантазии, N-мерное пространство вариантов или возможных состояний мира как хитросплетение каузальных цепочек событий. В каждый отдельный момент времени мы находимся на развилке. Грубо говоря, мы как субъект возникаем в тот момент, когда не просто делаем какой-то выбор, но осознаем, что мы субъект у которого есть выбор, и более того – есть выбор не делать выбор. “Я выбираю не выбирать”. То есть из всех молниеносно предложенных вам скрытой от осознания ментальной машинерией, вы можете не выбирать ни одного, ни бить, ни бежать, не кричать, а сделать паузу и, к примеру, подумать.  Я могу не начинать думать эту мысль, не вовлекаться в эту компульсию, не отдаваться на волю этой эмоции. Человек начинается с тормозов. Раскинувшийся перед нами ландшафт аффордансов, тех самых выборов или возможностей, как лабиринт, в котором мы каждое мгновение куда-то сворачиваем. Не помешает какое-нибудь “правило большого пальца” чтобы не заблудиться.

  1. Short-term suffering – Long-term win

Есть замечательная в своем педагогическом потенциале игра Reigns. Вы король/королева, к вам постоянно приходят разные люди и чего-то хотят. Естественно, что на вас им плевать, все они преследуют свои корыстные цели, а вы лишь средство. Вся игра состоит в бинарном выборе. Перед совершением выбора можно посмотреть, на какие из показателей вашей игры: Церковь, Народ, Армию или Казну, повлияет тот или иной ответ. Но не указывается В КАКУЮ СТОРОНУ – к худу или к добру. Устроить войну – порадовать армию, но опустошить казну. Уважить народ – обозлить церковь. 

Огромное количество выборов, которые нам сознательно приходится делать, можно упростить до простого “да—нет”, и если постараться хотя бы минуту не лукавить, то можно даже прикинуть долгосрочный и краткосрочный выигрыш, равно как и навскидку оценить количество удовольствия/выгоды и страданий/затрат/дискомфорта в том или ином варианте. Инвестиционные спекуляции, здоровый образ жизни и прикладная семейная психология – наглядное тому доказательство. Если вовремя воздержаться от рисковой финансовой манипуляции, безудержных гастрономических излишеств или конструктивной критики в адрес жены, вместо того чтобы заткнуться и выслушать её – то можно остаться в плюсе. Отказываешься от малого сейчас ради многого потом. Так просто и очевидно, что никто это всерьез не воспринимает. 

  1. Minimizing suffering

Счастье условно, амбивалентно и трудноуловимо. Все человеческие драмы, это о поисках счастья, на самом деле. Когда ищешь то, о чем все, включая тебя, имеют слабое представление, то это полбеды. Беда начинается тогда, когда появляется человек из поговорки “не бойся сумы, не бойся тюрьмы, не бойся мора и глада, а бойся того, кто придет и скажет “Я знаю, как надо!”. Это уже трагедия. 

А вот со страданием все куда проще и понятнее, его искать не нужно, оно кругом. Возвращаясь к принципу via negativa, попытайтесь найти не сердце лабиринта, а выход из него. За счастьем, если его  и найдут, будет стоять большая очередь и кровавая драка. А бегство от страданий это быстрее, проще, выгоднее, и не столь конфликтно. Погибнуть и покалечиться можно тысячей способов, а вот улучшить свою жизнь – достаточно ограниченным набором тело- и мыследвижений, да и те затратные. Сначала обходим грабли, потом бежим к финишу.

  1. Survivorship bias

Мы обитатели социальной реальности, узлы мировой сети коллективного человеческого разума, модули распределенной вычислительной системы. Ну или отдельно взятые батарейка плюс транзистор в бодрийяровской матрице, если вам так больше нравится. Мы все учимся впитывая в себя культуру, мы копируем и подражаем, сравниваем себя с другими и ориентируемся на них. Велик соблазн уверовать в то, что вы найдете выигрышную стратегию, секрет успеха, золотую середину, свое призвание. Но Илон Маск, Эйнштейн, Джобс или Пуанкаре, это слишком высокая планка, до которой вы не допрыгнете. Вспомните об “ошибке выжившего” – на одного счастливчика вернувшегося на дырявом как сито самолете приходится пол эскадрильи награжденных посмертно. Нужно изучать не список миллионеров Forbes, а статистику смертности населения и технику безопасности. Жертв несчастных случаев и банкротства куда больше, чем спортсменов-экстремалов и миллионеров. 

  1. Генеративная модель мира
Negative Utilitarianism

Шерлок Холмс сравнивал свои чертоги разума с чердаком, куда он складывает только необходимое. Нагромождение культурных артефактов и трофеев нашей биографии образует своеобразный лабиринт, на манер заставленной хламом квартиры городского безумца, в котором обитает наше субъективное восприятие. То, что мы суем себе в голову определяет то, как мы воспринимаем окружающий мир и себя. Кантовская традиция интеллектуальной честности подразумевает придирчивость и благоговейный трепет перед качеством того, из чего мы строим свой мир, что принимаем на веру, чем объясняем себе происходящее. Излишествуя гастрономически мы грешим против своего тела, отдавая себя на волю массового мышления, эмоциональных сигналов и автоматического поведения мы грешим против своего разума.

Эта самопальная ментальная модель должна выполнять функцию супинатора в ортопедической стельке – помогает частично компенсировать дефекты и несовершенство способа нашего мышления в условиях сегодняшнего мира. 


Специально для тех, кто доберется сюда и прочитает — подарочек-пасхалка.

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer