Сторителлинг нынче в тренде. Даже хищные американские продажники, которые ранее исповедовали AIDA-принцип кавалерийского наскока (Attention, Interest, Decision, Action), теперь учат сторителлингу вместо вербального блицкрига. Мы “заточены” на коммуникацию с ближними – нейронное “сопряжение” (neural coupling) рассказчика и слушателя обусловливает успешность коммуникации. А какой самый удобный и проверенный временем формат сообщения? История.
Истории хранили накопленный опыт поколений в удобоваримой форме еще задолго до появления книгопечатания. Поучения, наставления и предупреждения почти всю нашу историю принимали форму нарративов. Жизнеописания “канонических” индивидов, эсхатология, сотериология, теодицея – почти все они имеют формат истории, с персонажами, поворотными моментами, конфликтом, развязкой.
По мнению Джорджа Лакоффа написавшего “Metaphors we live by”, мы не просто воспринимаем с помощью метафор мир, мы “живём ими”. Будущее всегда впереди, а прошлое позади, та самая “стрела времени” (arrow of time). Сознательное, светлое и человеческое наверху, а бессознательное, темное и животное – внизу. Метафоры обусловливают наше имплицитное восприятие времени как ресурса, а разума – как машины.
И вот в свете того, что метафоры и нарративы – это всё, что нас окружает, всё, что у нас в голове, и всё, чем мы контактируем друг с другом, очень любопытно наблюдать происходящее в мире. Коллективная галлюцинация миллионов описываемая определенным набором слов, привязанная к определенным символам и эмоциям, начинает понемногу трещать по швам.
Всем вам прекрасно знакомо понятие “когнитивного диссонанса”. Но не все помнят, что Леон Фестингер вывел этот термин в своей работе посвященной апокалиптическому культу, чьё пророчество не сбылось. Оно гласило, что большая часть Соединенных Штатов, Канады, Центральной Америки и Европы будет уничтожена наводнением до рассвета 21 декабря 1954 года. Как видите – мир еще не сошел с рельс. Истово верующие лишь окрепли в своей вере, колеблющиеся заколебались. Что же ждёт сегодняшних уверовавших в молниеносную победоносность?
Так вот, представьте себе, что должно твориться в голове у людей, которые выросли на одних метафорах, были обработаны и дрессированы определенными нарративами, чей мир держался на определенных мифах, а теперь главные поставщики идеологического структурообразующего контента начинают сбои́ть, противоречить своим же пророчествам, себе, друг-другу. Какая хаотическая какофония должна твориться в наплечном скворечнике у жителя империи, когда начинает осыпаться потемкинский фасад?
Козьма Прутков наставлял нас, что если на клетке слона увидишь надпись “буйвол” – не верь глазам своим. Немного жаль, нам никогда не узнать, что он(и) сказал(и) бы о “перегруппировке”. Нам в утешение (и увеселение) достанется фантастическая, пронизанная безнадежно устаревшими и потерявшими актуальность метафорами история, которой будут впопыхах “сшивать” фрагменты мифа о величии.
P.S.
О восприятии мира, ожиданиях и ошибке прогнозов можно подробно прочитать в лонгриде на сайте или Моноклере.