Да живи ты хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч, только помни, что человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и живет лишь той, которую теряет. Вот и выходит одно на одно длиннейшее и кратчайшее. Ведь настоящее у всех равно, хотя и не равно то, что утрачивается; так оказывается каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого отнять то, чего у него нет. Поэтому помни две вещи. Первое, что все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. А другое, что и долговечнейший и тот, кому рано умирать, теряет ровно столько же. Ибо настоящее — единственное, чего они могут лишиться, раз это и только это, имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять.
Марк Аврелий “Размышления”
Диахрония и Эпизодизм
Ваша жизнь – одна толстая книга, или целая серия выпущенная одним издательством? Вы те же, кем были в детстве, просто под наслоениями былого, или вы серия разных версий себя? Экстремумы восприятия себя в такой оптике, это стазис и сегментация. Нам либо кажется, что мы красной нитью себя прошиваем кинофильм своего бытия и мы “продолжатели” (continuers), либо что мы – цепочка-последовательность отдельных “Я” разной степени темпоральной протяженности, от “я прошлогодний” до “я вчерашний”, и мы “разделители” (dividers). Мы либо диахроническая личность, либо эпизодическая.
No Ownership of the Future
Будущее нам не принадлежит, мы им не обладаем. А то, что нам не принадлежит, потерять нельзя. Следовательно, можно не переживать по поводу смерти, потому, что это умрёт другой персонаж. А горечь об утрате (по причине своей смерти) всего хорошего, что есть в жизни, таким же образом беспочвенна.
Свобода воли и моральная ответственность
1. Мы делаем то, мы делаем – в тех обстоятельствах, в которых мы оказались – из-за того, что мы есть на самом деле.
2. Таким образом, если мы собираемся нести окончательную ответственность за то, что мы делаем, нам придется нести окончательную ответственность за то, какие мы есть – по крайней мере, в определенных психических аспектах.
3. Но мы не можем быть окончательно ответственны за то, каковы мы есть, ни в каком отношении.
4. Поэтому мы не можем быть в конечном итоге ответственны за то, что мы делаем.
Ключевой момент здесь – 3. Почему мы не можем нести окончательную ответственность за то, какими вы являемся в любом отношении? Рассмотрим расширенную версию аргумента.
a. Неоспоримо, что то, какими мы являемся изначально, – это результат нашей генетической наследственности и раннего опыта.
b. Неоспоримо, что это вещи, за которые мы не можем нести никакой ответственности (моральной или иной).
c. Но мы не можем на более позднем этапе жизни надеяться обрести истинную или окончательную моральную ответственность за то, какие мы есть, пытаясь изменить то, какими мы уже являемся в результате генетической наследственности и предыдущего опыта.
d. Почему нет? Потому что и конкретные способы, которыми мы пытаетемся изменить себя, и количество успехов, которых мы достигнем, пытаясь изменить себя, будут определяться тем, какими мы уже являемся в результате генетической наследственности и предыдущего опыта.
e. И любые дальнейшие изменения, которые мы сможем внести после того, как мы произвели определенные начальные изменения, в свою очередь, будут определяться, через начальные изменения, нашим генетическим наследием и предыдущим опытом.
Мы не можем быть Causa sui, причиной себя.
Поздравляю, вы только что в краткой форме познакомились с основными тезисами философии Галена Строусона.