Шрамы нашей эволюции

The world is old and thou art young;
The world is large and thou art small;
Cease, atom of a moment’s span
To hold thyself an All-in-All!

The Scars of Human Evolution


Как говорят некоторые антропологи, четвероногое животное – это “мост, который ходит”. Его скелет построен как консольный мост: позвоночник – это дугообразная консоль; позвонки передней части позвоночника наклонены назад, а задней – вперед, так что “упор” приходится на вершину дуги; четыре конечности – это опоры или подпорки; туловище и брюхо – груз, подвешенный к уравновешенной дуге; впереди на главном мосту находится разводной мост или шарнирный кран (шея) и вместе с ним захватное устройство (челюсти).

Прямохождение нивелировало все плюсы консольной конструкции и позвоночнику пришлось адаптироваться к новым реалиями формируя S-образный изгиб. Природа изменила форму позвонков, придав им форму клина, где более толстый край находится впереди, а более тонкий – сзади. Это позволяет позвонкам поворачиваться на их передних концах, как на шарнирах, подобно сегментам игрушечной змеи. Боли в пояснице, где клиновидная форма позвонков наиболее выражена – это наша плата за адаптацию.

Тазовые кости (подвздошные (ilium), седалищные (ischium), и лобковые (pubis)) тоже изменились, чтобы приспособиться к поддерживанию веса туловища: подвзодшные кости (iliac bones) стали короче и шире, чтобы поддерживать наши вертикально подвешенные потроха, вся конструкция развернулась кверху, под углом к позвоночнику, лобковые кости образовали “триумфальную арку” (pubic arch), под которой мы появляемся на свет, а седалищные кости (ischial bones) отодвинулись назад и приняли на себя бремя сидячего положения.

Наш клиновидный крестец сместился ниже, плотнее сросшись с подвздошными костями, так, что его нижний конец оказался ниже тазобедренного сустава и лобкового сращения. Это привело к сужению родового канала и целому спектру болезненных приключений вызванных гипо- или гиперподвижностью крестцово-подвздошного сустава, на который теперь приходится куда большая нагрузка.

Укорачивание подвздошных костей привело к появлению у нас талии, но ценой ослабления абдоминальной стенки, здравствуйте грыжи. Как Мать-Природа не старалась компенсировать это несколькими слоями мышц с разнонаправленными волокнами, и тут есть слабое звено. Треугольник Гессельбаха, также называемый паховым треугольником, – это область нижней части передней брюшной стенки, или паха, которая была впервые описана Франком Гессельбахом, немецким хирургом и анатомом, в 1806 году.

Еще более серьезной является опасность для кровообращения в позвоночном столбе. По позвоночному столбу проходят два крупных сосуда – артерия и вена. На уровне, где эти сосуды разделяются на две ветви, по одной на каждую ногу, правая артерия пересекает левую вену. У четвероногих это не представляет проблемы, но в вертикальном положении эти два сосуда должны пересекать острый выступ кости на стыке двух позвонков, и на них давят внутренности. Во время беременности давление может увеличиться настолько, что вена почти передавливается, что приводит к очень плохому венозному дренажу левой ноги. Это так называемая “молочная нога” при беременности или Phlegmasia alba dolens.

Про плоскостопие даже говорить не хочется – достаточно прожить пару десятилетий, чтобы прочувствовать, как при каждом шаге вес нашего тела бьётся многострадальной ступнёй о землю.

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer