Преисподняя в авраамических религиях функционирует как пенитенциарное заведение, как место дисциплинирующего дискомфорта для преступивших нормы. Отличаясь в декорациях, персонале и мероприятиях, у всех Адов есть одна общая черта – это срок пребывания там. Вечность.
Вопреки распространенному убеждению, Ада не существует. Чтобы в этом убедиться, достаточно вдумчиво и критически изучить матчасть.
Начнем с того, что в Книге Бытия (Genesis), в процессе сотворения всего сущего, никак не упоминается, чтобы бог создавал Ад. Небо землю, океан, растения, животных – про Ад ни слова. Нет о нём упоминания и после изгнания первых людей из Эдема. Их просто депортировали на Землю со всей тварной суетой мирской жизни, тяготами выживания и репродукции, и фазовым состоянием удобрения в конце биографии. Получается, что до появления людей Ада еще не было. Да и какой был бы смысл создавать его для тех, кого ещё нет? Разве что изначально он предназначался не для нас.
В Евангелии от Иоанна (John 1:3) мы читаем о том, что всё создано богом и только им, и нет ничего, что не было бы его творением. Тогда откуда же взялся Ад?
В сцене с нищим Лазарем и безымянным богачом (Luke 16:22), когда оба умирают, богач кричит из Ада Аврааму, пусть, мол, Лазарь смочит конец перста своего в воде и прохладит язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. На что Авраам назидательно отвечает, что богач своё добро получил при жизни, а теперь настало время расплаты. А вот Лазарь, который страдал и терпел, заслужил отдых на Небесах и больше никому ничего не должен. Авраам также добавляет, что между мирами утверждена великая пропасть, граница на замке – ни тудой, ни сюдой. Возникает вопрос, как из одной локации в другую можно докричаться. Или почему богач из Ада в упор не заметил эту пропасть. Или каким образом Лазарь должен был её пересечь, чтобы провести тому влажным пальцем по иссохшему языку. Будь это непересекающиеся области, то и пропасть была бы не нужна. А так закрадываются мысли о том, что Рай и Ад расположены в пространстве в определенной близости.
Есть еще логическая нестыковка с наказаниями. В послании Римлянам (Romans 6:23) наказанием за грехи является смерть, а уверовавшим и покаявшимся- вечная жизнь во Христе. Не вечные муки, а именно смерть. Нигде в Библии смерть не приравнивается к вечным мукам, а потому можно говорить о двух разных наказаниях. Смерть и вечные муки – это как смертная казнь и пожизненное. Две большие разницы. И снова, про Ад – ни слова.
Открываем Евангелие от Иоанна (John 3:16)
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Четкая разница: либо погибель, либо жизнь вечная. Никаких адских мук.
Любопытно, что еще до этого людям отказано в вечной жизни, в момент изгнания, (Genesis 3:22):
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Злые языки поговаривают, что дело не в познании добра и зла, а в вечной жизни. Творцу не нравилась сама идея вечного соседства с голыми обезьянами.
Основная функция Ада карательная. Согласно теории карательного правосудия (retributive justice) людей наказывают за нарушения закона. Однако, в отличие от утилитарного правосудия (utilitarian justice) этот подход мало того, что ретроспективен (backward oriented), он еще и неэффективен. Адекватная теория правосудия подразумевает, что нарушителя нужно реабилитировать, препятствовать рецидивам и удерживать от преступлений потенциальных нарушителей. И тут мы имеем несоответствие меры наказания принятому в иудео-христианской традиции принципу равнозначности “око за око”, Lex Talionis. Мимолетное и преходящее существо, человек, за ограниченный объем прегрешений (сколько успеешь за эти несколько исчезающих десятилетий) наказывается неограниченной математической вечностью адских мук.
Теизм оправдывает вечные муки наличием свободы воли. Ад, это не изъян в бесконечной добродетели бога, но следствие отказа людей от Его любви. Свобода – это выбор. Без ада не было бы выбора. И если эта свобода выбирать истинна, я должен иметь право выбирать Ад по своей воле, и никакой Deo Omnipotenti (Бог Всемогущий) не должен меня склонять, подталкивать, или пытаться так или иначе повлиять на мой выбор. Но если это так, то кто в своем уме, по своей воле, выберет вечность мук? Не являясь при этом жертвой обмана или чужого воздействия. Вопрос открытый. И если бог всемогущ и всезнающ, то ему ведомо и будущее, а следовательно – кто из живущих сознательно выберет Ад. Получается, что Творец сознательно и собственноручно создал существ, которые будут вечно страдать.
А как может быть ответственным за свой выбор существо, которое не является причиной самого себя?
Есть еще одна дилемма. Представьте, что ваш супруг(а) или дитя попали в Ад, а вы – на Небеса. Вы об этом факте либо знаете, либо нет. Если нет, то ваше счастье основано на блаженном неведении. Если знаете, то это омрачит вашу райскую благодать. Если не омрачит, то вы черствы, холодны и никакая это не любовь. Следовательно, если Ад существует, то Небеса (как собирательное понятие локации вместе с обитателями) невежественны (ignorant), НЕсчастливы (unhappy) или НЕ любят (unloving). Так как Рай, по своему определению, не может быть ничем таким, то Ада не существует.
The Problem of Hell Revisited: Towards a Gentler Theology of Hell
When Did God Create Hell?