В 1958 году журналист Майк Уоллес взял интервью у Олдоса Хаксли. Хаксли говорил об угрозах демократии, обращая внимание на настоящее и будущее. Вместо того чтобы сосредоточиться на политическом и социальном неравенстве, он указал на технологии, которыми мы охотно пользуемся каждый день, особенно на те, которые способны отвлечь нас, например, телевидение. “Мы не должны быть застигнуты врасплох нашим собственным развитием технологий”, – сказал он.
Хаксли подчеркнул, что для того, чтобы оставаться у власти, необходимо получить “согласие управляемых” (consent of the ruled). А для получения такого согласия, по его словам, необходимы “новые методы пропаганды”, которые способны обойти “рациональную сторону человека и обратиться к его подсознанию, глубоким эмоциям и даже физиологии, … заставив его на самом деле полюбить свое рабство”. Сегодня наша способность делать рациональный выбор, в том числе и политический, мягко говоря ставится под сомнение.
Большинство считает, что технологические компании, ежедневно собирающие сотни данных о нас, делают это для того, чтобы предоставлять нам традиционную, “персонализированную” рекламу. Многие не против этого и не возражают против того, чтобы наши данные собирались для продажи нам таких товаров, как мыло или автомобили, или для рекомендации новой музыки, фильмов и телепередач. Однако технологические компании также используют наши данные для продажи нам политических программ и политиков, часто путем распространения пропаганды и дезинформации, намеренно вводящих в заблуждение материалов, предназначенных для использования наших уязвимостей и слабостей. Мы никогда не давали согласия на то, чтобы наши демократии были захвачены тем же процессом, который заставляет нас покупать один бренд вместо другого.
На момент интервью Хаксли только закончил писать серию эссе под названием “Враги свободы” (Enemies of Freedom). В начале интервью Уоллес попросил его уточнить, что или кого он называет врагом. Хаксли не назвал ни одного одинокого зловещего человека, но вместо этого говорил о “безличных силах… толкающих в направлении все меньшей и меньшей свободы”. Он предположил, что “технологические устройства” могут быть использованы для ускорения процесса “навязывания контроля”.
Тогда, в 1958 году Хаксли сказал: “Вся демократическая процедура … основана на сознательном выборе на рациональной основе”.
Битву за свободу и демократию можно проиграть без единого выстрела.