People mistake the internet’s knowledge for their own
Scio me nihil scire.
«Я знаю, что ничего не знаю» – знаменитая фраза приписываемая Сократу на основании свидетельств Платона. Как и со многими подобными афористичными изречениями, стоит усомниться в её подлинности. Сократ лишь утверждал, что он верит, что ничего не знает, но никогда не утверждал, что он знает, что ничего не знает. Верить и знать — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Осознание своего незнания – это основа-основ техники безопасности.
Наша жизнь – неуклюжий танец на тонком льду в непроглядной темноте. Упование на то, что ровная гладь (которую мы видим своим “знанием”) скрывает под собой надёжную толщу, способную выдержать наш вес, ничем не обосновано. Ежегодный урожай утопленников лучшее тому свидетельство.
Регулярная инвентаризация и перепроверка своих когнитивных горизонтов – не столько снобизм, сколько инстинкт самосохранения. Вспомните, опять же, знаменитую цитату Эйнштейна насчёт бесконечности человеческой глупости. Откуда у нас такая уверенность, что в чертогах нашего разума не обитает самоуверенный кретин? Стоит ненадолго поумерить своё величие, чтобы допустить такую возможность и быть начеку. Возможно, это когда-нибудь спасёт нашу жизнь.
В английском языке есть потрясающее слово “insecurity” – по смыслу что-то среднее между неуверенность, незащищенностью и нестабильностью. И это – предельно естественное состояние и ощущение, для существ подобных нам. Наше знание о мире вокруг и внутри себя ничтожно и фрагментарно, и чтобы функционировать, мозг драпирует зияющую пустоту незнания холстом Папы Карло с надписью “ясно-понятно”. Наши insecurities подобны сквозняку гуляющему по квартире. Можно долго мёрзнуть и злиться, или же искать “источники” — от незакрытых гештальтов, до невыученных жизненных уроков и пробелов в образовании.
Позвольте пошатнуть вашу (и свою в том числе) уверенность в нашей эпистемической автономности.
Два исследования, прошлого и этого года, выражаясь образно, делают лёд у нас под ногами, прозрачнее, от чего трудно не прийти в ужас.
- Мы склонны принимать внешние (external) знания в интернете за свои, внутренние (internal). “Раз я могу это нагуглить – я это знаю, делов-то”/
- Нам чаще всего кажется, что мы имеем представление (или даже знание) об информации, которой поделились в интернете, даже если мы этого не читали. “Не читал, но осуждаю шарю”.
Можно отдавать себе отчёт в том, что проникновение цифровых технологий в нашу жизнь и доступ ко всем знаниям человечества в три клика размывают границу между содержанием нашей памяти и внешними источниками. Помнить об этом и “обходить чертоги разума дозором” в оффлайне, прикидывая, на что мы можем рассчитывать без вспомогательных средств.
Но как не упустить из виду зыбкую границу незнания о собственном незнании?