В Соединенных Штатах Америки есть Йеллоустоунский Национальный парк находящийся на территориях штатов Вайоминг, Монтана и Айдахо. Создали его в 1872 году. Никакого регулирования охоты в те времена там и в помине не было, только в 1883 вели запрет на охоту, который, однако не включал волков, койотов, медведей, горных львов и других мелких хищников. А в 1907 U.S. Fish and Wildlife Service под давлением животноводческого и скотоводческого лобби запустили Animal Damage Control – проект по элиминированию хищников, в рамках которого были уничтожены сотни волков и тысячи койотов. К 1926 году волки в Йеллоустоне были истреблены.
Исчезновение привело к неконтролируемому поголовью оленей вапити, которые стали выедать осину и тополь. Экосистема пошатнулась, и 30 лет люди боролись с этим… отстреливая оленей. Что несколько сдержало их размножение, но проблему не решило.
В 1967 серого волка внесли в список животных находящихся под защитой Endangered Species Preservation Act, с 1973 начали думать как снова заселить Йеллоустоун волками, в 1987 разработали Northern Rocky Mountain Wolf Recovery Plan, и только с 1995 стали завозить волков отловленных в Канаде и других национальных парках. И то, не больше полутора десятка особей за раз. В 2020 году в Йеллоустоне насчитали 9 стай состоящих из 120+ волков.
Влияние сверххищника (apex predator) представляет из себя нисходящий (top-down) трофический каскад – мощное однонаправленное влияние на динамику пищевой сети (food web).
Волки охотятся на оленей, контролируя их поголовье и территориальное распространение — флора начинает понемногу восстанавливаться. Меньше оленей — больше растений с ягодами — медведи в плюсе. Также волки выдавливают с равнинных территорий чрезмерно расплодившихся за время их отсутствия койотов. Те уходят жить на склоны — на равнине у койота против волка нет шансов, а на крутой местности более тяжелый волк захекается раньше, чем догонит койота. Те же, в свою очередь, коллективными усилиями, да еще и на удобном ландшафте, дают одиночным волкам достойный отпор.
Меньше койотов — больше лис, больше тех, на кого охотятся койоты — зайцев, молодых оленей, мелких грызунов и птиц гнездящихся на земле. Меняется баланс наземной растительности и дальше вся пищевая цепь аж до грибов и почвенного микробиома.
Ну а останки жертв волков — это целая общественная столовая, список заинтересованных участников включает в себя целый ряд хищников, как четвероногих, так и пернатых.
Природа отлично справляется без нас. Мы только мешаем.