Moral parochialism and causal appraisal of transgressive harm in Seoul and Los Angeles
Наша озабоченность вопросами морали – это естественная черта рода человеческого, от неё в прямом смысле зависит наше выживание и благополучие. Homo sapiens лавируют в джунглях множественных иерархий и статусных игр, прокладывая свой жизненный путь в социальной реальности. И непосредственной угрозой для жизни на протяжении последних десятков тысяч лет чаще всего были сородичи. И речь не столько о территориальных или ресурсных войнах, сколько о тирании кузенов.
Статусные гонки в иерархических джунглях
Человечество одомашнило само себя элиминируя претендентов на единоличную монополию на насилие. Дерзкий, борзый и конфликтный wannabe-альфа самец становился жертвой скоординированной казни осуществляемой коалицией менее темпераментных самцов, “кузенов”. Так веками происходила выбраковка особей с повышенной реактивной агрессией из генофонда.
Однако, элиминированию подвергались не только агрессоры, но и девианты, которые нарушали нормы установленные “кузенами”. Легко, быстро и корректно “считываемое” соответствие моральным нормам, равно как и яркая демонстрация своего раскаяния в случае их нарушения, это адаптация к новому эволюционному ландшафту сложной социальной жизни. Трансгрессия, то есть преступание границ, может стоить вам если не жизни, то репутации и статуса, которые напрямую коррелируют с качеством жизни, репродуктивным успехом и долгосрочными перспективами у высших приматов.
Парохиализм
Парохиализм означает игнорирование влияния культурных концепций и разнообразия на организации, профессии, политику, процедуры и программы. Собственные концепции воспринимаются как свободные от культуры, как единственный и универсальный способ мышления и действия. Разнообразие тривиализируется или рассматривается как несущественное. Когда возникают проблемы, отрицается основополагающая роль культуры или разнообразия. Парохиализм – это ограничивающий взгляд, поскольку он исключает варианты эффективного управления разнообразием.
Термин “парохиализм” берет свое начало от латинского "parochia" - удаленное поселение. Парохия, она же "приход" (англ. parish) - это территориально наименьшая структурная единица христианской епархии. В более общем культурном, экономическом и политическом смысле парохиализм можно рассматривать как локальный социальный интерес: от разрешения местных конфликтов до принятия политических решений. см. "национальный парохиализм"
Моральный парохиализм – это тенденция к большей локальности некоторых аспектов морального поведения. Акты трансгрессии, нарушение норм или нанесение ущерба совершённые в непосредственной среде обитания, сообществе, морально-этическом измерении, осуждаются с большей интенсивностью, чем пространственно или темпорально удалённые. Если это было далеко или давно, то незачем так яро негодовать, демонстрировать своё возмущение и взывать к возмездию и покаранию.
На сегодняшний день гипотеза морального парохиализма была проверена в семи обществах, включая два крупномасштабных (городские общины Сан-Хосе и Санта-Моника в Калифорнии и Сторожница, город в Западной Украине) и пять малых обществ: эгалитарные южноамериканские садоводы (horticulturalists) из числа коренного населения (община цимане в Боливии и община шуар в Эквадоре), клановая община коренных полинезийцев (остров Ясава, Фиджи), сельская индонезийская община рисовых земледельцев (rice agriculturalists) (Каро Батак) и клановая община меланезийских садоводов (Сурсурунга). Во всех семи обществах участники оценивали действия, связанные с несправедливым вредом, как менее морально неправильные, если они были представлены как произошедшие либо в далекой стране, либо давно.
Моральное осуждение
И это более чем логично: наш моральный статус и “капитал” имеюют какую-либо ценность только в рамках нашего окружения. В далекой незнакомой стране со своими моральными нормами, наша благопристойность, набожность и следование традициям в лучшем случае будут нерелевантными. Потому и наше моральное осуждение (moral condemnation) интенсивно только в привычной среде. У него есть своя, глубокая и будто бы тщательно просчитанная эволюционная логика.
С одной стороны, моральное осуждение влечет за собой различные потенциальные издержки. Во-первых, осуждая и критикуя кого-то мы подвергаем себя физическому и репутационному риску – объект нашего осуждения или его союзники могут отреагировать антагонистически (драка, скандал, ответное осуждение, клевета, дискредитация). Во-вторых, морализаторство или осуществление наказания – это затраты времени, ресурсов и мотивации, которые могут не окупиться.
С другой стороны, моральное осуждение и связанное с ним наказание нарушителей может приносить репутационную выгоду. Например, предотвращая нарушения против него самого или его близких, или рекламируя его просоциальные качества потенциальным партнерам по сотрудничеству. Кроме того, моральное наказание может избавить человека от наказания более высокого порядка. Напиздели, пристыдили, освистали, но не повесили, и на том спесибо. Важно помнить главное, что выгоды от морального осуждения возникают в основном в местной социальной среде, где репутация человека известна и отслеживается; без таких выгод, при прочих равных условиях, его издержки не стимулируют участие в моральном осуждении. Какое мне дело до того, что происходит там, где меня не знают? Никто не увидит и не оценит моего негодования, а потому, какой смысл? Своя парохия ближе к телу, моя хата с краю.
А теперь вспомните о том, что соблюдение норм морали – это защита от “кузенов. “Я хороший мальчик/девочка, соблюдаю правила, держу серёдочку, осуждаю нарушителей, пинаю виновных, пожалуйста, не трогайте меня”. Если “кузен” или старейшина говорит, что происходящее позволительно, пусть и на первый взгляд аморально и трансгрессивно, то моральное осуждение теряет интенсивность. Если мы режем, убиваем и насилуем соседей, но наш вождь, поп и лидер мнений сказали, что это правильно, богоугодно и морально оправдано – то смерть еретикам, целуй иконы, крести ракеты, все равно мы в рай, а они просто сдохнут.
Стоит помнить, что помимо вышеупомянутого стимула согласовывать свои моральные чувства с чувствами своего сообщества, чтобы получить выгоду от морального осуждения, существуют также параллельные стимулы избежать издержек, связанных с воздержанием от осуждения действий, которые высокопоставленные местные власти считают морально неправильными, а также избегать издержек, связанных с осуждением действий, которые высокостатусные местные власти считают морально приемлемыми или обязательными (поперёк мнения авторитетов идти – подвергать себя риску).
Градиент фундаментальной ошибки атрибуции
В социальной психологии фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error), также известная как предвзятость соответствия (correspondence bias) или эффект атрибуции, представляет собой тенденцию людей недооценивать ситуационные и средовые объяснения наблюдаемого поведения индивида и переоценивать диспозиционные и личностные объяснения. Этот эффект описывается как “тенденция считать, что поступки людей отражают их сущность”, то есть, чрезмерно приписывать их поведение (то, что они делают или говорят) личности и недостаточно приписывать его ситуации или контексту. “Он такой мудак нарочно и специально. А я – потому, что жизнь так сложилась”.
Исследователи изучали культурные различия в оценках причин социального поведения на протяжении десятилетий, в основном в отношении фундаментальной ошибки атрибуции. Было установлено, что люди из восточноазиатских обществ менее подвержены фундаментальной ошибке атрибуции, чем североамериканцы, поскольку первые склонны в большей степени рассматривать контекстуальные факторы как способствующие поведенческим результатам. Ученые предполагают, что, в соответствии с параллельными различиями в коллективизме и индивидуализме, восточноазиатские культуры целостно трактуют человеческое поведение как обусловленное сложным взаимодействием личных и ситуационных факторов по сравнению с североамериканскими культурами, для которых характерны диспозиционные каузальные модели.