Интроспекция сродни чтению газеты. Можно возразить, что-де сравнение с телевизором будет более уместным. Порой наш ум даже не беснующаяся обезьяна, а посмертно киборгизированная курица (Робоцып), которую зафиксировали в кресле как Алекса из “Заводного апельсина” Бёрджесса. Только не перед одним большим экраном картезианского театра, а в комнате архитектора Матрицы с множеством экранов, и пытают бесконечным заппингом телеканалов.
Давайте остановимся на “Матрице”. Это более демократичная аналогия, которая оставляет нам хотя бы иллюзорное пространство манёвра – речь не идёт о бегстве, но есть призрачный, теоретический шанс заглянуть за кулисы. Матрица – это код, текст. Лог нашей жизни – это репортаж, интервью, сводка, колонка редактора и анекдоты с ребусами.
Втыкание в телевизор можно уподобить двум третям времени сознательной жизни, которые мы проводим в блаженном субъектном отсутствии биологического автоматона. Претензия на состояние агентности, присутствие “здесь и сейчас”, больше схожи на чтение – активное и контролируемое потребление информации (с учетом всех нюансов и поправок).
Изучая поток ментальных нечистот мысли (stream of consciousness по формулировке Уильяма Джеймса) мы как будто бегаем глазами по тексту, прыгаем взглядом с заголовка на заголовок, листаем туда-сюда страницы газеты внутреннего монолога. Искушенные занимаются деконструкцией внутреннего текста, продвинутые пробуют себя в редактуре.
Воспринимая работу ментальных процессов как естественное явление, сродни дыханию, сердцебиению или перистальтике, можно отчасти разотождествиться с содержимым газеты, чтобы критично оценить внутреннюю “повестку”. Печатная версия “одноразового Я” скрывает в себе шифрованные криптограммы, как те, что серийный убийца Zodiak присылал в газеты глумясь над полицией.
Ответы на многие вопросы у Того-кто-прячется-в-текстах.