Травмоопасный командный спорт с мячом берет своё начало в Мезоамерике доколумбовых времён. В Эль Тахине и Чичен Ице сохранились специальные поля для ритуальной игры, которая, как считают антропологи с этнографами, много чего символизировали. Древние игры в мяч были не только зрелищным досугом для масс, но и ритуальным действом завязанным на ряд религиозных концепций и календарные циклы (в те времена урожаем заведовали боги, а не агротехнологи).
Одна из интерпретаций гласит, что площадка для игры представляет подземный мир, а сама игра в мяч – это символическое повторение битвы дня и ночи или битвы света и тьмы, которая вызывает спуск солнца в подземный мир и его подъем из подземного мира. Другие связывают игру в мяч с богиней луны и ее ассоциацией с сельскохозяйственным плодородием, а обряд обезглавливания изображенный на каменном барельефе поля для игры в мяч в Чичен-Ице указывает на необходимость принести в жертву богиню луны, чтобы позволить солнцу взойти (из подземного мира). Хотя существует достаточно распространенная версия, что это капитан победившей команды отрезал голову капитану проигравших. Такая вот мотивация выкладываться на поле и не филонить.
Современная американская игра в мяч представляет из себя не менее ритуализированный и травматичный командный спорт. Одетые в ритуальные доспехи подчеркивающие конституцию мужской фигуры игроки пытаются отобрать у соперников уже не круглый и не каучуковый (как водилось в Мезоамерике) мяч, чтобы прорвать их линию обороны и донести до незащищенного тыла. Сексуализированые чирлидерши, дух мужской раздевалки, театрализованная маскулинность – американский футбол предлагает обывателю готовый социокультурный фрэймворк. Герои на поле, красотки на трибунах.
Известный (до скандальности) американский фольклорист Алан Дандес удостоился бойкота от коллег и смертельных угроз, когда заявил, что NFL полна гомоэротизма. Посудите сами:
• Играющие студенты колледжа представляют свою alma mater (битва за мамку).
• Вся символика игры – суть пенетрация фронта враждебных сил чтобы добраться до самой мякоти незащищенного тыла.
• Весь футбольный фолк-спич вертится вокруг иерархического “нагибалова” (мы их, я тебя, и так и эдак, туда и сюда).
• Опять же, неповторимая атмосфера мужской раздевалки, закулисье латентного гомосексуализма гомофобов.
• Прикосновения мужчин к представителям своей и сопернической команды – прекрасно обстёбано в сценке из Scary Movie, где герой предлагает своей девушке надеть для сексуальных игрищ спортивную форму, чтобы имперсонифицировать его товарища по команде.
• Прочно укоренившийся стереотип американского футбола как обряда мужской инициации, обычно связанный с ритуальным насилием разного вида со стороны старших товарищей.
Любопытно, что попытка создания американского футбола “для девочек” не взлетела. Названный сначала Lingerie Footbal League, а после переименованный в Legends Football League (LFL) женский аналог NFL стал демонстрацией гендерного перекоса в коммерческом спорте ориентированном на массового зрителя, а также кооптации. Женщины-игроки куда больше похожи на гладиаторов, из одежды на них обувь, топик и трусы, а защиты меньше (чаще всего это голова и плечевой пояс, иногда колени с локтями). На поле та же беготня с отбиранием мяча, травматизм и trashtalk, но… Не взлетело. LFL обвиняют в объективации женщин, ограничений в медиатранслировании, нехватке финансирования, игроки не получают зарплату, страховка за свой счёт, защита зачастую тоже.
Асимметрия межполовых отношений простирается на все сферы человеческого бытия, и спорт — не исключение. Стереотипы и устоявшиеся в массовом сознании “каноны” касающиеся гендерных ролей, хоть на рабочем месте, хоть на стадионе, продолжают быть камнем преткновения, на который нашла коса. Однако же, огня без искр не добыть.
Into the Endzone for a Touchdown: A Psychoanalytic Consideration of American Football
Garters on the gridiron: A critical reading of the lingerie football league