Всю жизнь мы перемещаем своё бренное тело в пространстве. Передвигаться не натыкаясь на тумбочку, держать осанку, ловить падающее и уворачиваться от стремительно надвигающегося – богатый репертуар моторики может облегчить жизнь, а в отдельных случаях и спасти от незапланированной смерти. Не зря люди столетиями собирали по крупицам возможные формы и позы, которые можно придать телу, переходы из одной в другую и способы перемещения, комплексы которых становились боевыми искусствами и физкультурными практиками.
Нарабатывать двигательные последовательности можно под присмотром наставника, в спарринге с партнером, повторяя ката в одиночку, или же с бездушным заменителем. В кунг-фу популярен деревянный манекен, который, по легенде, разработала Ng Mui – одна из пяти шаолиньских старейшин уцелевших после разрушения храма династией Цинь.
Общение можно уподобить мягким касаниям и упругим столкновениям эго движущихся по своим траекториям в семантической матрице. Имея достаточный опыт наблюдения, можно описать человека по тому, как он взаимодействует в коммуникации, соблюдает баланс между утверждением и вопрошанием, согласием и спором, свойственно ли ему чувство такта и ритма. С кем-то приятно поспарринговать/повальсировать, а кого-то хочется пристрелить еще завидя на горизонте, чтобы даже не приближаться.
Недавние дебаты в чате вызвали в памяти образ тренировочного манекена. Другой всегда будет неудобен для нас, неповоротлив, жестковат, но винить ли нам чужой злой умысел или свою собственную неловкость – вот, в чём кунг-фу общения. Безусловно, многие предпочитают самоутверждаться “боксируя”, но как показывает практика, статистика и накопившийся корпус исследовательских данных – голова по которой часто бьют, глупеет. Жёсткая коммуникация травмоопасна и чревата так же, как и похожие по стилю единоборства. А мягкими стилями можно заниматься для удовольствия и здоровья до тех пор, пока хватает сил дотащить свои мощи в додзё.
Сложный этикет восточных единоборств с набором ритуальных поклонов и расшаркиваний предназначен, кроме всего прочего, для корректировки восприятия процесса. Совершенствуете вы своё тело и разум в паре с деревяшкой или живым человеком, предварительная настройка и набор условностей “так можно, это нужно, а то нельзя” – это залог того, что вместо пиздюлей и травм вы получите опыт. Хорош и продуктивен тот спарринг, в котором после того, как вы/вас свернули в бараний рог, перебросили через голову и придушили до троекратного хлопка по татами, не пострадало ничьё эго или тело. Потому, что додзё, правила и этикет. С беседой всё аналогично — либо опыт и удовольствие, либо нервы и обида горелая жопа.
Так с и общением – собеседника стоит оценивать и воспринимать как спарринг-партнера. А с собой надо всегда быть честным: вы ищете дао или попиздиться. В драке можно глупо и бесславно погибнуть, или стать калекой. А кунг-фу – это на всю жизнь, сколько нам её осталось.