Старение считается процессом накопления (в основном необратимым) “поломок” и ошибок, которые накапливаются в организме на протяжении времени, что приводит к повышению заболеваемости и смертности. Уже есть способы определить биологический возраст по метилированию ДНК (и не только) — эпигенетические часы. И они неумолимо тикают. Суки.
В этой работе смотрели, окажет ли на молодых мышей влияние общая циркуляция со старыми, и будут ли такие изменения обратимыми. Это называется “парабиоз” – двух мышей хирургически сшивают боками, а через несколько дней после операции между ними устанавливается перекрестная циркуляция крови через сосудистые анастомозы.
Исследователи хирургическим путем соединили пары либо 3-месячных мышей (изохронные), либо 3-месячную мышь и 20-месячную мышь (гетерохронные). После 3 месяцев парабиоза пары разделили и дали им восстановиться в течение 2 месяцев. Затем ткани молодых мышей анализировали с помощью DNAm часов с поправкой на хронологический возраст. Полученный параметр ускорения возраста DNAm (т.е. скорректированный на хронологический возраст DNAm) позволяет проводить объективные статистические сравнения между возрастными/лечебными группами. Это особенно важно для человеческих наборов данных, где образцы получены от субъектов разного хронологического возраста.
Почитать про DNAm: Ограничение калорий и эпигенетические часы
(https://t.me/neuroexistencialism/1904)Эффекты, которые обнаружили в печени, были удивительно последовательны в других исследованных тканях. В сердце, мозге, почках и жировой ткани наблюдалось увеличение биологического возраста при парабиозе со старой мышью с возвращением к исходному уровню после отсоединения. Гетерохронный парабиоз вызывает системное увеличение биологического возраста молодого парабионта, которое обратимо после отделения и восстановления.
Но это в экспериментальных условиях, а бывает ли обратимое “биологическое старение” IRL (in real life)? Учитывая связь между хроническим стрессом и ускоренным биологическим старением, предположили, что острое событие, вызвавшее сильный стресс, может вызвать такое изменение. Чтобы проверить эту гипотезу, исследовали DNAm образцов крови пожилых пациентов, перенесших серьезную операцию. Кровь у них брали в три момента:
(1) непосредственно перед операцией,
(2) утром после операции
и (3) через 4-7 дней после операции, перед выпиской из больницы.
Используя человеческие ДНК-часы второго поколения (DNAmPhenoAge, DNAmGrimAge,15 и DunedinPACE17), (почитать о них можно в статье) обнаружили значительное увеличение биологических маркеров возраста у пациентов, перенесших экстренное хирургическое восстановление травматического перелома бедра. Увеличение произошло менее чем за 24 часа, а биологический возраст вернулся к исходному уровню через 4-7 дней после операции. Интересно, что две другие операции, не связанные с травмами, не дали такого эффекта: плановая операция на бедре и хирургия колоректального рака не повлияли на маркеры биологического возраста.
Обратимые изменения биологического возраста были также обнаружены в ответ на беременность и COVID-19, предполагая, что такие изменения могут быть довольно распространенной реакцией на стресс. А это значит… что нас ждёт увлекательное зрелище рынка anti-ageing drugs & treatments! Вот и в статье мелькает Tocilizumab — гуманизированное моноклональное антитело против рецептора короля провоспалительных цитокинов – интерлейкина-6 (IL-6R). Tocilizumab – это иммуносупрессивный препарат, используемый для лечения ревматоидного артрита, системного ювенильного идиопатического артрита, тяжелой формы артрита у детей, и COVID-19. Действует он за счет ингибирования воспалительного пути индуцируемого тем самым интерлейкином-6.
Biological age is increased by stress and restored upon recovery