Политика, психоделия и VR

Коллаж: Vera Veretennikova

Психоделический опыт прочно ассоциируется с чем-то трансцендентирующим феноменологию повседневности, выходом за рамки себя, встречей с богом, контактом с высшими силами, чувством единства с окружающими и всем миром. Тяга к запредельному простирается как в духовно-религиозной, так и в сугубо мирской плоскости. Свидетельства очевидцев трансформирующего психоделического опыта простираются от трип-репортов в соцсетях до откровений святых и шаманских инсайтов. Можно никогда так и не открыть двери восприятия, до самой предсмертной дозы эндогенных триптаминов, но даже в теории, на чужом опыте можно убедиться, что нам доступно куда больше того, что предлагает непосредственный контакт с окружающим.

Шкала “Включение другого в себя” (Inclusion of Other in the Self), которая предлагает континуум для выражения чувства единения.

Не так давно провели любопытный эксперимент, в котором с помощью VR-технологий у группы людей создали коллективный опыт ощущения себя сгустками энергии перетекающими друг в друга, с ослабленным ощущением эго и повышенным ощущением “связности” (connectedness) между собой, “Яйность” (Isness). Представьте себе такую атмосферную спиритуальную кастанедовщину – вы сгусток энергии, рядом сгустки энергии, у вас нет четких границ, вы можете перетекать друг в друга, воспринимать другого как часть себя, а себя – как часть другого и третьего, и сразу как всех четверых. По результатам опросника ощущения испытуемых были сравнимы со схожим опытом “связности” и единения людей под действием психоделиков. 

(A.i) показывает 4 участников + 1 фасилитатора, присоединившихся к “Исснессу”Яйности” из различных “узлов”, распределенных по всему миру. Участники стоят на коленях на краю своего пространства и представлены в мире как энергетические сущности, связанные осязаемой динамической молекулярной нитью (которую они “держат” в руках). (A.ii) показывает участников, осуществляющих “энергетическую коалесценцию”. Стоя в центре своих ковриков, их энергетические тела накладываются друг на друга, поскольку они занимают одну и ту же позицию в общем виртуальном пространстве. Узор на полу в (A.i) и (A. ii) показывает, как локальные “игровые пространства” участников были ориентированы в виртуальном пространстве. (B.i) и (B.ii) показывают диаграммы “велюченности других в себя” (Inclusion of Others in Self, IOS), соответствующие (A.i) и (A.ii). (C) показывает местоположение “узлов” международной сети Isness в виде круговых маркеров, помеченных общим количеством узлов в данном месте. Было 5 узлов в районе залива Сан-Франциско (США), 1 узел в Теннесси (США), 1 узел в Массачусетсе (США), 6 узлов в Бристоле (Великобритания) и 1 узел в Лондоне (Великобритания). Сервер Isness был установлен в центрах обработки данных D в Лондоне (Великобритания), Франкфурте (Германия) и Вашингтоне (США).
Group VR experiences can produce ego attenuation and connectedness comparable to psychedelics

Большинство побывавших в открытом космосе описывают свои ощущения от взгляда на наш голубой шарик из холодной и темной пустоты, как щемящее сердце благоговение. Многие отведавшие психоделиков, особенно в правильно оформленной обстановке, с подходящим социо-культурным бэкграундом и под присмотром специалистов, схожим образом описывают свой опыт, используя достаточно характерный набор слов: любовь, гармония, единство, растворение, блаженство, трансформация, и.т.д, и.т.п. Как и с дзенским сатори транслировать подобное привычными способами нужно, полезно, даже необходимо, но в какой-то степени все равно тщетно. 

Используя психоделики и технологию виртуальной реальности мы можем конструировать восприятие и создавать иммерсивные перцептивные “опыты”. В “Brave New World” и “Island” Олдос Хаксли обстоятельно пофантазировал на тему возможной психоделической антиутопии, с населением убаюканным “сомой”, или утопии на острове Пала, где “мокша” выполняет совсем другую функцию. Проецируя пророчества Хаксли в сегодняшний день “сома” ассоциируется с косметической психофармакологией стабилизирующей буржуазную семью, а “мокша” – с психоделиками, переживающими ренессанс. 

Чего бы нам хотелось от людей, принимающих решения, влияющие на нашу жизнь? Ответственности, образованности, компетентности, объективности, дальновидности, эмпатии. Нам хочется, чтобы распоряжающиеся общественным знали ему цену, отдающие приказы представляли последствия, делающие выбор принимали во внимание множество интересов. Что если образовательную программу будущих политиков дополнить не только теоретическими знаниями, но иммерсивным опытом бытия теми, чьи жизни будут в их зоне ответственности? Представьте себе высокотехнологичный симулятор, с использованием технологии виртуальной реальности, биологической обратной связи (biofeedback) и психоделиков, способный засунуть вас в “чужую шкуру”. 

Вспомните сцену из “Пятого элемента”, где Лилу экспромтом изучает человеческую историю. Представьте себе “летний лагерь” для студентов высших учебных заведений, где готовят будущую элиту, в котором они будут обогащать свои теоретические знания “проживанием” в симуляторе ПРОБЛЕМ человечества, которые им предстоит решать. Контролируемый сценарный бэд-трип, управляемый иммерсивный кошмар, который должен снабдить вас максимально доступным переживанием чужого опыта. Изнасилование, убийство, стихийное бедствие, война, неразрешимая моральная дилемма, нищета, социальная отверженность, смертельный диагноз, похороны своего ребенка – оно закончится, вас “достанут”, приведут в чувство, пособеседуют, дадут переварить этот опыт. А после обсудить с сокурсниками, переосмыслить, проанализировать. И дальше следующий эпизод. Тем, кто не сойдёт с дистанции, в конце, “на выпускном” устраивается объединяюще-трансцентирующий “ритуал посвящения”, который должен наполнить их осмысленностью, важностью их работы, ответственностью и этическими канонами, на которых должно основываться принятие ими решений.

Тех, кто будет принимать решения, нужно заставить побыть теми, за кого они будут принимать решения.

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer