Граница компетенции ИИ зыбкая и неровная, словно крепостная стена сложной конструкции – “неровный технологический рубеж/фронтир” (jagged frontier), где одни задачи легко решаются ИИ, а другие, хотя и кажутся схожими по уровню сложности, находятся за пределами текущих возможностей ИИ.
Отобрали сотни консультантов Boston Consulting Group и некоторым предоставили доступ к ИИ – никаких специальных настроек или подсказок, просто GPT-4 через API, доступный всем простым смертным за $20 в месяц. Затем провели множество предварительных тестов и опросов для определения базовых показателей и попросили консультантов выполнить разнообразную работу для вымышленной обувной компании, которую команда BCG подобрала таким образом, чтобы точно представить, чем занимаются консультанты. Среди них были творческие задания (“Предложите не менее 10 идей для новой обуви, ориентированной на неохваченный рынок или вид спорта”), аналитические (“Сегментируйте рынок обувной промышленности по пользователям”), письменные и маркетинговые (“Составьте маркетинговый пресс-релиз для вашего продукта”), а также задания по убеждению (“Напишите вдохновляющую записку для сотрудников, в которой подробно объясните, почему ваш продукт превзойдет конкурентов”).
Для каждой из 18 реалистичных консалтинговых задач, находящихся на границе возможностей ИИ, консультанты, использующие ИИ, были значительно более продуктивны (в среднем они выполняли на 12,2% больше задач и на 25,1% быстрее) и получали значительно более качественные результаты (более чем на 40% выше по сравнению с контрольной группой). Консультанты с разным уровнем квалификации получили значительную выгоду от использования искусственного интеллекта, причем у консультантов с уровнем производительности ниже среднего она выросла на 43%, а у консультантов с уровнем выше – на 17% по сравнению с их собственными показателями.
Однако для задачи, выбранной за пределами фронтира, вероятность правильного решения у консультантов, использующих ИИ, была на 19% ниже, чем у консультантов без ИИ.
Анализ показал две формы взаимодействия человека с ИИ. “Киборги” объединили возможности ИИ и человека на уровне отдельных подзадач (придумай мне…), а “кентавры” стратегически делегировали полномочия между человеческими и искусственными подзадачами (вот тебе промпт, найди мне это и проанализируй то).