Становление смертника: не молитва, но ритуал

Что движет смертниками? Воспринимать их безумцами безответственно – люди считающиеся вменяемыми творят зверства куда больших масштабов. Выглядит так, будто за их действиями кроется своя логика, недоступная нам из-за вуали фильтров восприятия и несоответствия моральных парадигм. Рабоче-крестянская мыслесберегающая эвристика, что-де их поплавило от жары и религии, аллах-бабах и прямиком в райские кущи лобзаться с гуриями. Религиозная нетерпимость и мученичество ради загробного курорта. Это царящая “гипотеза религиозных убеждений” (religious-belief hypothesis).

Основная претензия к религии – что она является главным в истории виновником межгрупповых конфликтов – не выдерживает критики. В “Энциклопедии войн” рассмотрено 1763 насильственных конфликта в истории человечества, и только 123 (7%) из них были религиозными. Проведенная BBC проверка “Бог и война”, в ходе которой оценивались основные конфликты за 3500 лет с учетом религиозной мотивации по шкале от 0 до 5 (Пунические войны = 0, Крестовые походы = 5), показала, что более чем в 60% случаев религиозная мотивация отсутствовала. Менее 7% получили оценку выше 3. Не было религиозной мотивации и в междоусобных российских и китайских конфликтах, а также в мировых войнах, ставших самыми кровопролитными в истории за столетие международного кровопролития.

В исследованиях 1 и 2 изучали, предсказывают ли поддержку атак смертников частота молитв (показатель преданности религиозным убеждениям) и частота посещения мечетей (показатель коалиционной приверженности), соответственно, в двух опросах палестинских мусульман, проживающих на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа; В исследовании 3 использовали когнитивный прайминг-эксперимент, чтобы проверить, увеличивают ли напоминания о молитве Богу или напоминания о посещении синагоги вероятность того, что израильские евреи поддержат израильскую атаку смертников против палестинцев; и в исследовании 4 провели более широкое кросс-культурное исследование взаимосвязи между молитвой, посещением храма и парохиальным альтруизмом среди индонезийских мусульман, мексиканских католиков, британских протестантов, православных в россии, израильских евреев и индийских индуистов.

За кого или что смертники убивают себя и окружающих? С учётом того, что жертвами могут быть сознательно избраны единоверцы. За бога и священное писание? На самоубийственные действия идут за других. Тех, с кем смертник связан “фиктивным родством” (fictive kinship). Оно связывает неродственных кровно индивидуумов двумя способами:

Во-первых, коллективные религиозные ритуалы, характерные для мечетей, синагог, храмов или церквей, объединяющие верующих масштабной поведенческой мимикрией.

Во-вторых, эти ритуалы, как правило, также включают дорогостоящие сигналы приверженности общим контринтуитивным убеждениям, которые сигнализируют о лояльности группе.

Не религиозность (частота молитвы как обращения к трансцендентному) коррелирует с поддержкой самоубийственных атак за веру, а приверженность коалиции (coalitional commitment) – частота посещения храмов с коллективными ритуалами.

Взрастить парохиальный альтруизм возможно и вполне секулярными социальными технологиями: молодёжные группы, военные парады, спортивные мероприятияж; понимаете, да? Связь между религией и самоубийственными атаками лишь субпродукт коллективной ритуализированной деятельности, которая “сплавляет” индивидуумов в коалицию “своих”. Бог там чисто за компанию, в качестве крайнего.

Religion and Support for Suicide Attacks

По теме:
Фундаментализм и цена дезертирства

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer