“Именно с этим другим, с Борхесом, всё и происходит. Я иду по Буэнос-Айресу и, можно сказать, механически останавливаюсь, чтобы взглянуть на арку вестибюля и его внутреннюю дверь; о Борхесе я получаю новости по почте и вижу его имя в списке профессоров или в каком-нибудь биографическом словаре. Мне нравятся песочные часы, карты, шрифты XVIII века, этимологии, вкус кофе и проза Стивенсона; другой разделяет эти предпочтения, но в тщеславной манере, превращающей их в актерские атрибуты. Было бы преувеличением утверждать, что наши отношения враждебны; я живу, я позволяю себе жить, чтобы Борхес мог писать свою литературу, и эта литература оправдывает меня. Мне не составляет большого труда признать, что он собрал несколько достойных отрывков, но эти отрывки не могут спасти меня, возможно, потому, что то, что хорошо, не принадлежит никому, даже другому, а принадлежит языку и традиции. В любом случае, мне суждено окончательно потерять всё, что я есть, и лишь мимолетные моменты себя смогут жить в другом. Мало-помалу я продолжаю уступать ему всё, хотя и осознаю его извращенную склонность к фальсификации и превознесению.
Спиноза понимал, что все вещи стремятся к постоянному бытию; камень хочет вечно оставаться камнем, а тигр – тигром. Я претерплю в Борхесе, а не в себе (если, конечно, я – это кто-то), но я узнаю себя в его книгах меньше, чем в книгах многих других, или в хорошо изношенной струне гитары. Много лет назад я пытался освободиться от него, перейдя от мифологий трущоб к играм со временем и бесконечностью, но теперь эти игры принадлежат Борхесу, и мне придется придумывать другие вещи. Таким образом, моя жизнь – это бегство, и я всё теряю, и всё предаётся забвению или в другому.
Я не знаю, кто из двоих пишет это произведение.”
– Jorge Luis Borges
“Borges y Yo”
Минимальное “Я” (Minimal Self): Феноменологически, то есть с точки зрения переживания, сознание себя как непосредственного субъекта опыта, не растянутого во времени. Минимальное “я” почти наверняка зависит от мозговых процессов и экологически встроенного тела, но не обязательно знать или осознавать это, чтобы иметь опыт, который всё ещё считается переживанием себя.
Нарративная самость (Narrative Self): Более или менее связное “я” (или самовосприятие), которое имеет прошлое и будущее в различных историях, которые мы и другие рассказываем о себе.
Неконцептуальное содержание первого лица (Non-conceptual first-person content:): Содержание примитивного самосознания, которое не опирается на концептуальное мышление. Например, экологический контент восприятия, который определяет собственное воплощенное (embodied) положение в окружающей среде.
Чувство агентности / субъектности (agency): Чувство, что я являюсь тем, кто вызывает или порождает действие. Например, ощущение, что именно я заставляю что-то двигаться, или что именно я порождаю определенную мысль в своем потоке сознания.
Чувство собственности / обладания (ownership): Чувство, что я являюсь тем, кто переживает опыт. Например, ощущение, что мое тело движется, независимо от того, является ли это движение вольным или невольным.
Philosophical conceptions of the self: implications for cognitive science ()
По теме: