Бернардин Сиенский упоминает в своих трудах три категории бедных:
- бедняки-нонконформисты, такие как «воры и нетерпеливые нищие»,
- те, кто богат только духовностью,
- и те, кто «с радостью принимает бедность» или беден «из любви к Богу».
Бернардин также говорил о концепции вынужденной бедности, предупреждая, что «реверс фортуны заставляет впадать в нищету тех, кто в свое время был богат или, по крайней мере, хорошо обеспечен».
В своих архивных источниках XV века флорентийское братство Буономини ди Сан-Мартино представляет свою классификацию:
- poveri di Dio (бедные Бога),
- poveri della terra (бедные земли),
- poveri detti (названные бедные)
и poveri vergognosi (пристыженные).
Пристыженные были не “скатившимися” (miserabili) (бич – бывший интеллигентный человек, но связался, сторчался, скатился), а нефартовыми, вчера шляхтич и профессор – сегодня дворник. В ХХ веки историки определяли vergognosi как «тех, кто когда-то помогал себе сам, но больше не мог по собственной вине», «нуждающихся, которые не просят милостыню» и респектабельных людей, «способных на стыд». Они сталкивались не с гибелью и грязью, а скорее с потерей чести или уважения, если становилось известно об их неспособности жить так, как предполагал их статус.