Дети Медеи – V. Врата Шибальбы

Остальные выпуски здесь.


Посланник богов

…Хунак Кеель вдохнул в легкие побольше воздуха и не шагнул, а прыгнул в Священный колодец. Тело обожгло леденящим холодом — оно быстро погружалось в воду. Потом погружение замедлилось, и, наконец, он повис глубоко под водой…

За те короткие мгновения, пока он летел с жертвенной платформы и погружался в воду, вся жизнь промелькнула перед ним: детство, юношеские годы, обучение жреческим наукам, военные походы, битвы и служба у Ах Меш Кука — тупого правителя Майяпана… Конечно, это жрецы подсказали правителю удостоить именно его, Хунак Кееля, чести стать посланцем к богам и отправить в город Чич’ен-Ица, прозванный так из-за Священного чич’ена. Жрецы никогда не любили Хунак Кееля, а когда его избрали наконом, откровенно выражали свою неприязнь молодому полководцу, опасаясь его растущего влияния. Три года прошли слишком быстро. Он счастливо воевал, приводил в Майяпан много пленных и строго соблюдал все запреты, предписанные священной верой для наконов: не знал женщин, даже собственную жену, не ел мяса, не пил пьянящих напитков, питался из отдельной посуды… Но жрецы оказались хитрее: в тот самый час, когда ровно через три года Хунак Кеель снял с себя боевой шлем накона, как того требовал обычай, Ах Меш Кук… объявил его посланцем к богам…

Жрецы Чич’ен-Ица отправили в колодец бесчисленное множество таких же, как и он, посланцев. Никто из них не вернулся назад, хотя каждый раз в течение трех дней жрецы охраняли колодец, ожидая их возвращения от богов.

“Тайна жрецов майя”
Владимир Кузьмищев

Благодать Чаака

Мадридский кодекс. Вверху – изображения синего бога дождя майя Чаака (бог Б) и богини I, стоящих на небесном водяном змее и изливающих дождь из кувшинов; внизу – старая богиня О, выпускающая воду из подмышек и из-под юбки. В руках она держит зверей, вызывающих дождь (Чаак сидит у её левой ноги).

На полуострове Юкатан почти нет (на севере совсем нет) рек. Единственным стабильно доступным водным ресурсом являются подземные воды. Атмосферные осадки уходят в изрытый карстом пористый известняк словно в песок, а достаточного слоя седимента или водоупорного слоя чтобы её удержать просто нет. Только в южной части полуострова есть Рио-Усумасинта с её притоками, текущая в северо-западном направлении, и река Белиз, текущая на северо-восток.

Северная часть полуострова это вечный экологический вызов для первых людей, пришедших сюда, и продолжает оставаться таковым до сих пор. Нехватка плодородной почвы, дефицит питьевой воды и других природных ресурсов делают этот регион одним из самых негостеприимных, в котором когда-либо развивалась сложная цивилизация. Небольшие огородики семейных поселений, на которых выращивали бобы, кабачки и кукурузу, часто создавались путем переноса почвы из мест ее скопления, иногда из-под земли. За землёй под землю лезть. Спасало обилие мелкой дичи (птиц и животных), доступность океанов, легко добываемый известняк для строительных материалов и знания о выращивании кукурузы (если на то будет воля Бога Маиса).

Мадридский кодекс. Вверху – Чаак , изливающий потоки дождя, окруженный четырьмя водяными зверями с названиями четырёх сторон света; внизу – Чаак, сидящий на голубом небесном водяном змее.

Чаак, как уже не трудно догадаться, это божество озёр, рек и морей, тесно связанный с молнией и громом, иногда ассоциируется с наводнениями и засухами. Разносторонний бог, который представлен в трёх доиспанских кодексах майя; его изображение встречается 218 раз. В Дрезденском кодексе он представлен 141 раз, что составляет половину от общего числа изображений других богов. Чаак изображается с длинным, хоботкоподобным, часто вздёрнутым на кончике носом; иногда из угла его рта торчит клык. Иногда его голова прикреплена к змее, или же он, в человеческом облике, едет на змее.


Хунак Кеель

The Book of Chilam Balam Of Chumayel

Глава II. Приход к власти Хунак Кееля:

[…]

Тогда началось их царствование; тогда началось их правление. Потом им стали служить; потом пришли те, кого должны были бросить (в сенот)*; потом они стали бросать их в колодец, чтобы их пророчество услышали их правители. Их пророчество не сбылось. Это был Кауич, Хунак Кеель, Кауич – так звали того человека, который высунул свою голову из жерла колодца с южной стороны. Затем он пошел взять её. Затем он вышел, чтобы объявить пророчество. Затем началось исполнение пророчества. Затем началось его пророчество.

Тогда они стали провозглашать его правителем. Тогда он был поставлен ими на место правителей. Тогда они стали провозглашать его главой. Раньше он не был правителем; это была лишь должность Ах Меш Кука. Теперь же правителем был объявлен представитель Ах Меш Кука.

Орёл, говорят, был его матерью. Потом, говорят, его искали на его холме. Затем они стали брать пророчество этого правителя после того, как оно было объявлено. Затем они начали возводить дом на вершине для правителя. Затем начали строить лестницу. Затем он был поставлен в доме на высоте в 13 году Ахау, в шестое царствование. Тогда началось слушание пророчества, вестей, известий об установлении Ах Меш Кука, как его называли.

Затем он принес почти в Баку весть об Ах Меш Куке. Он был помещен туда. Тогда к нему стали относиться как к повелителю; тогда началось повиновение имени Ах Меш Кука. Тогда его стали слушаться; тогда ему стали служить там, у устья колодца. Чичен-Ицам стал называться так потому, что туда ходили ицы. Затем он убрал камни земли, камни засеянной земли, место Ицама, и они ушли в воду. Тогда началось нашествие несчастий в Чичен-Ице.

*Сенот (cenote) - это испанский эквивалент слова ц'онот (tsʼonoʼot) племени юкатекских майя, которое обозначает природный колодец или известняковый провал (limestone sinkhole).

Карстовые ландшафты Юкатана

Та часть полуострова Юкатан, которую мы населяем – это лишь надводный фрагмент биокарбонатной платформы толщиной в несколько километров, образованной из миллионов скелетов различных морских организмов, которые используют карбонат кальция для формирования своих костей, раковин, спикул и других частей тела. Отмирая, они оседали на дно мелких меловых морей (150-65 миллионов лет назад), уплотняясь и затвердевая вместе с мелкими глинами в течение миллионов лет. Полуостров постепенно выходил из моря с юго-востока на северо-запад и подвергался колебаниям уровня моря во время последних оледенений (последние два миллиона лет), которые достигали 100 метров.

На карте глубин хорошо виден перепад
Карта морского дна региона
Идеализированный поперечный разрез Мексиканского залива с севера на юг. Обратите внимание на наличие соляных диапиров* и «пронзающих» структур (piercement structures) (как в северной, так и в южной частях бассейна залива, которые сложным образом деформируют вышележащие толстые отложения.
*Диапир (/ˈdaɪ.əpɪər/;[1][2][3] от французского diapir, от древнегреческого διαπειραίνω (diapeiraínō) 'пронзать') - тип интрузии, в которой более подвижный и вязко деформируемый материал проникает в хрупкие вышележащие породы.
First Steps into an Integrated Karst Aquifer Vulnerability Approach (IKAV). Intrinsic Groundwater Vulnerability Analysis of the Yucatan Karst, Mexico

Карстообразование, экологически определившее судьбу обитателей полуострова Юкатан, заключается в сочетании как минимум трёх механизмов: растворения, обрушения и перекристаллизации известняка.

1) На первом этапе горная порода растворяется дождевой водой, подкисленной за счет поглощения углекислого газа (CO2) как из воздуха, так и в результате разложения органических веществ в почве (листья, ветки, трупы животных, бактерии). При смешивании с солёной водой увеличивается её коррозионная сила. Там, где встречаются глубинные солёные и поверхностные слои пресной воды, называемые галоклином (halocline), происходит наибольшее растворение известняка, образуя разветвлённую сеть пещер и каверн. Ныряющие могут заметить, что чуть выше галоклина пещеры обычно шире – это признак того, что на этой глубине растворение происходит сильнее, и этот непрерывно развивающийся процесс продолжается до сих пор.

Галоклин
Modeling karst hydrology and hydrochemistry at different scales and in different climates considering uncertainty

Подкисленная дождевая вода легче растворяет карбонат кальция из известняка и образует бикарбонат кальция, гораздо более растворимое соединение. Другой тип раствора, но биологического происхождения, возникает в некоторых глубоких сенотах, где специализированные бактерии разлагают органические вещества, выделяя сероводород (H2S), который при растворении и концентрации на поверхности галоклина наблюдается в виде токсичного «дымного облака». При контакте с поверхностным слоем, который может содержать небольшое количество растворенного кислорода, сероводород превращается в серную кислоту (H2SO4). Ниже “облака” условия жизни так себе.


2) По второму механизму, когда уровень моря падает во время ледниковых периодов, гидравлический напор водоносного горизонта, пресноводной линзы, также падает, оставляя пустыми ранее затопленные пещеры. Не имея опоры, различные участки крыши могут обрушиться, образуя карстовую воронку — сенот. В конце ледникового периода полюса оттаяли, уровень моря поднялся, и многие пещеры были снова затоплены.

3) Наконец, третий этап, связанный с процессом карстообразования, отвечает за формирование сталактитов, сталагмитов, колонн и других спелеотем*, за счет накопления растворённого материала, полученного на первом этапе. Дегазация также участвует в формировании спелеотем:
Вода просачивается сквозь горные породы и попадает в пещерную среду, сильно отличающуюся от внешней, а изгнание CO2 из воды приводит к выпадению карбоната кальция. В затопленных пещерах этот процесс уже не происходит.

* Спелеотема - от греческого слова spēlaion «пещера» + théma «отложение» - геологическое образование, состоящее из минеральных отложений, которые со временем накапливаются в естественных пещерах. 
Пещеры в карстовом подземном эстуарии заполнены разделёнными пресными, солоноватыми (brackish) и солёными водами. Метан (CH4) и другие формы растворённого органического углерода (dissolved organic carbon, DOC), образующиеся при разложении почвы из вышележащего тропического леса, поддерживают сложную экосистему, адаптированную к пещерам.

Священный Колодец

“Священный колодец” в который бросили будущего завоевателя Чич’ен-Ицы и основателя династии Кокомов, правившей большей частью Юкатана в поздний Постклассический период, дал этому городу имя. «Чич’ен-Ица» означает «У рта/жерла колодца Ицы». Chi’, — «рот» или «край», и chʼen или chʼeʼen,— «колодец». Ица (Itza) — это название этнической группы майя, которая доминировала на полуострове Юкатан в Постклассический период.

CACHING IT IN: LOCAL PATTERNS IN ANCIENT MAYA RITUAL CACHES OF ECCENTRIC LITHICS WITHIN THE BELIZE VALLEY

Священный колодец Чич’ена расположен в 300 м к северу от северного жилого квартала Чич’ен-Ицы, к нему ведёт сакбе (saqbe) – приподнятая мощеная дорожка шириной 8-10 м (чёрно-белое фото выше).
Сам чич’ен – это почти круглый колодец диаметром 60 метров с вертикальными стенами, который образовался естественным образом в процессе карстификации. Вода в сеноте находится примерно в 27 метрах от поверхности земли, максимальная глубина 14 м. Исторические, археологические и эпиграфические свидетельства говорят о том, что сенот был местом паломничества дооолгое время, начиная с классического периода и пользуясь популярностью даже после заката Чич`ен-Ицы. Колодец большой, цивилизация великая, нравы особые – на дне колодца обнаружилось много предметов культа, подношений богам, и…

Ритуальные жертвоприношения? Ну конечно!

Среди скелетных останков из сенота (которые удалось достать) было идентифицировано более 200 человек, из которых приблизительно половина была моложе 18 лет, а большинство из них – в возрасте от 4 до 6 лет – пик детской смертности (~2-3 года) уже пройден. Детей для ритуала чаще всего покупали или попросто крали. У некоторых останков были следы травматических повреждений нанесенных до отправки в священный колодец, или непосредственно перед ней.

В ходе хищнической экскавации (dredging) Священного Сенота американским консулом в Юкатане и по совместительству археологом Эдвардом Гербертом Томпсоном, организованной на деньги американского бизнесмена Стивена Солсбери III в начале XIX века (копаться начали в 1904), большая часть находок уплыла в Музей Пибоди Гарвардского университета.

С 1904 по 1911 год Томпсон извлек из этого священного хранилища почти тридцать тысяч церемониально разбитых артефактов. Первый археолог-исследователь Юкатана, он начал публиковать свои открытия майя в «Мемуарах Музея Пибоди» еще в 1897 году. Необычные предметы, извлеченные из сенота в Чич’ен-Ице, документируют почти восемь веков политических, экономических, социальных и религиозных изменений в цивилизации майя. Археолог Альфред М. Тоззер, майянист Музея Пибоди, заметил несколько десятилетий назад: «В археологии Нового Света, пожалуй, нет другой такой коллекции, которая дала бы столь полное представление об эстетической жизни древнего народа».

Культурное наследие майя в Гарварде. Как же так?

А ещё Томпсон обнаружил во время экскавации слой ярко-синего ила толщиной около 5 м (нет, не опечатка, перепроверял) – остатки пигмента «maya blue», использовавшегося в церемониальных мероприятиях в cеноте. Должно быть пигмент использовался для окраски артефактов и жертв перед тем, как их бросали в колодец, для нарядности.

Maya Blue (azul maya) (#73c2fb HEX) использовался преимущественно в классический и постклассический периоды (300-1519 гг. н. э.) на севере Юкатана, в высокогорной Гватемале и центральной Мексике, но, похоже, сохранилась и в колониальные времена. Maya blue основан не на меди, молотом лазурите (lapis lazuli) или азурите, а состоит из уникального пигмента, в котором индиго химически связан с глинистым минералом палыгорскитом (нет, не опечатка) (palygorskite). Он устойчив к разбавленным минеральным кислотам, щелочам, растворителям, окислителям, восстановителям, умеренному нагреву и биокоррозии, и не обнаруживает признаков ухудшения цвета даже после столетий воздействия сурового тропического климата южной части Мезоамерики.


El Castillo

Во время весеннего и осеннего равноденствий (фактически, эффект можно наблюдать в течение недели до и после каждого равноденствия), когда солнце садится, игра света и тени создает иллюзию сползающего по лестнице змея.

Пирамида Эль-Кастильо, или Храм Кукулькана, самая крупная из комплекса Чич’ен-Ицы, имеет четырехугольное основание, а её последняя строительная фаза* (вероятно, построенная между 1000 и 1300 годами н.э.) состоит из 9 уровней, храма на вершине пирамиды и четырёх лестниц с 91 ступенью каждая. Четыре лестницы по 91 ступеней – итого 364. И одна платформа на вершине. 365. Совпадение?

*Более ранняя строительная фаза, построенная, вероятно, между 800 и 900 гг. н.э., была обнаружена во время раскопок внутри пирамиды под руководством мексиканского археолога Хосе Эроса Пениче между 1931 и 1936 годами. Внутри пирамиды Кукулькана есть ещё одна, поменьше.

Но на самом деле, пирамид Кукулькана ТРИ.

С помощью метода томографии электросопротивления (Electric Resistivity Tomography, ERT), которая измеряет пространственное распределение и контрастность удельного электрического сопротивления в земных недрах, подтвердили наличие двух других пирамид внутри Эль Кастильо.

Теоретическая реконструкция положения первой (жёлтый многоугольник) и второй (белый многоугольник) субструктур по результатам ЭРТ.
‘Illuminating’ the interior of Kukulkan’s Pyramid, Chichén Itzá, Mexico, by means of a non-conventional ERT geophysical survey
Профиль 2D-ERT, выполненный над первой субструктурой, вдоль тоннеля, прорытого в 1930-х годах. Положение электродов отмечено треугольниками с мелкими цифрами. Пунктирными линиями отмечены границы второй субструктурой, покрытой заполняющим материалом (infill material).
‘Illuminating’ the interior of Kukulkan’s Pyramid, Chichén Itzá, Mexico, by means of a non-conventional ERT geophysical survey
Установка плоских электродов внутри пирамиды Эль-Кастильо, начиная с нижней части лестницы (A) и заканчивая главной камерой храма на вершине первой
субструктуры. Да, там, как нетрудно догадаться, ягуар. (C).

Наружная пирамида построена в “мексиканском стиле” в 1050-1300 гг. н.э., поскольку в нём сочетались черты майя и элементы из Центральной Мексики. Предыдущая, обнаруженная в 1930-х годах, представляла собой переходный этап с преимущественно майянскими элементами, но с привнесением влияния Центральной Мексики, построенная около 800-900 гг. н.э. А третья, самая древняя, должна, по идее, быть true authentic maya, поскольку внедрение мексиканского стиля, как считается, произошло около 850 года н. э. Следуя хронологии, установленной для Чич’ен-Ицы, она могла быть построена между 600 и 800 годами н.э.

Вертикальные сечения 3D-модели пирамиды Эль-Кастильо. Чёрной пунктирной линией показана первая субструктура, обнаруженная в 1930-х годах; положение второй и более древней субструктуры отмечено белыми пунктирными линиями.
Горизонтальные сечения
Фрагмент «Фрески Вагнера» из комплекса Течинантитла в древнем Теотихуакане, Центральная Мексика (ок. 650-750 гг. н. э.). Полная фресковая композиция изображает тело пернатого змея кетцаля в небе над рядом деревьев, изрыгающего красную и синюю жидкость (кровь и воду), чтобы питать землю. Пернатый змей, который также был проявлением Венеры, соответствует Кукулькану (юкатекских) майя и Кетцалькоатлю у тольтеков и ацтеков, говорящих на языке нахуа.

Кодексы Майя

Dresden Codex
Madrid codex

Доиспанские складные книги-рукописи из пробковой бумаги (амате) стали ключом к знакомству с богами майя; из них сохранились только три: Дрезденский, Мадридский и Парижский кодексы. Все они носят гадательно-предсказательный характер и содержат в основном календарные записи, включающие такие церемонии, как Новый год, и такие темы, как сельское хозяйство, охота, сезон дождей и божества, связанные с каждым из них, что позволило дифференцировать богов пантеона по чертам и характеристикам. Четвёртый (Groiler) кодекс, всего на десять страниц, является скорее майя-тольтекским, чем майя. Он оставался спорным до 2015 года, когда исследования окончательно подтвердили его подлинность, тогда его “официально” назвали Códice Maya de México.

Grolier Codex

По мнению Томпсона (который вычёрпывал артефакты из Священного колодца), Дрезденский кодекс, по-видимому, происходит из Юкатана, в частности, из Чичен-Ицы. После тщательного анализа дат, стиля некоторых кадильниц, обозначений годов, представленных богов, а также использования некоторых глифов, британский археолог пришел к выводу, что этот кодекс, вероятно, является копией более древнего и был изготовлен между 1200 и 1250 годами в Ице. Происхождение Парижского кодекса неизвестно, но эпиграфические и иконографические исследования, проведенные Томпсоном и Лавом, сходятся на том, что он мог быть привезен с полуострова Юкатан, например из Майяпана, или с восточного побережья, и что его следует датировать примерно пятнадцатым веком. С другой стороны, Мадридский кодекс содержит элементы, которые относят его к побережью Кампече (Штат Западного Юкатана), и по внутренним календарным признакам предполагается, что он был написан между XIV и XV веками.

Paris Codex

El Osario

Эль Осарио (или Гробница Великого Жреца) была построена около 980 г. н. э. как уменьшенная версия пирамиды Эль Кастильо. Она расположена к юго-западу, на расстоянии около 500 м от основной, рядом с cенотом Xtoloc (Штолок). Помимо архитектурного сходства обоих сооружений, разграбляющий Чич’ен-Ицу под видом археологии Томпсон обнаружил в 1938 году на вершине Осарио вертикальную шахту.

ERT-3D. (A) 72 электрода были установлены вокруг основания храма Эль-Осарио. (B) Инвертированная модель показывает аномалию высокого удельного сопротивления в центральной части ВРК. (C) Эту аномалию можно изолировать и наблюдать пустотную структуру, соответствующую упомянутой полости. (D) Контур Эль-Осарио был помещен поверх резистивной модели для лучшей визуализации, также как и расположение (E) вертикального входа в шахту.

Она спускается внутрь пирамиды на глубину 12 метров, где заканчивается естественной карстовой пещерой. Там нашли семь захоронений и несколько предметов из нефрита, горного хрусталя и раковин, и медные колокольчики.

Если под копией есть пещера, то и под оригиналом может оказаться, так ведь?

(A) Электроды с плоским основанием были размещены в траншее вокруг основания пирамиды Эль-Кастильо на расстоянии 3 м. (B) Реконструкция показывает насыщенную водой зону ~70 Ом-м). (C) Геометрия полости вместе с визуализацией пирамиды.

Пирамида Кукулькана (el Castillo), стоит на сеноте.

Священное здание над священной полостью с драгоценной жидкостью. Храм-матрёшка построенный в качестве космологического перекрёстка миров, axis mundi.


Xbis

Возле Хоктуна, на севере полуострова Юкатан, в 2007 году нашли сенот с вымощеной камнями дорожкой “сакбе”, которая ведёт вглубь пещеры к двум колоннам-спелеотемам. На потолке находятся буквально тысячи активных сталактитов, поэтому в тишине пещеры слышны постоянные удары капель воды падающих на мокрую грязь и воду в бассейне. Как желанный дождь.

(a) Вид на сакбе сенота Xbis, (b) с профилем конструкции.
Обломанные и почерневшие от дыма (майя что-то ритуально жгли) сталактиты на потолке сенота Xbis
Первая большая колонна спелеотемы и сакбе у основания

Chilam Balam

Книги Чилам Балам (“Речники/спикеры Ягуара”, «Spokesmen of the Jaguar») юкатекских майя представляют собой сокровищницу исторической и этнографической информации, собранной самими майя на протяжении многих веков. Чилам, или Чилан – титул, означающий, что его носитель был глашатаем или толкователем богов. Балам означает «ягуар», но это также распространенная фамилия на Юкатане.

На протяжении большей части колониального периода и даже в XIX веке во многих городах и деревнях северного Юкатана существовали Книги Чилам Балам, название которых дополнялось именем города, к которому принадлежала книга. Так, Книга Чилам Балам из Чумайеля названа по названию деревни в округе Текаш, расположенной на небольшом расстоянии к северо-западу от известного города Теабо. Этот пророк Балам жил в последние десятилетия XV века и, вероятно, в первые годы XVI века и предсказал приход чужеземцев с востока, которые установят новую религию. Быстрое исполнение этого предсказания настолько укрепило его репутацию провидца, что позднее он стал считаться авторитетом для многих чужих пророчеств, произнесенных задолго до него. Поскольку пророчества были частым контентом многих старых книг такого рода, было вполне естественно назвать их в честь знаменитого прорицателя.

Книги Чилам Балам написаны на языке майя, но европейским шрифтом, который первые миссионеры приспособили для передачи звуков, которых не было в испанском языке. Каждая книга сама по себе является небольшой библиотекой и содержит большое разнообразие тематического материала. Помимо пророчеств там краткие хроники, фрагментарные исторические повествования, ритуалы, катехизисы туземцев, мифологические рассказы о сотворении мира, альманахи и медицинские трактаты. Многие из этих отрывков, несомненно, были переписаны с более древних иероглифических рукописей, которые ещё существовали на севере Юкатана вплоть до конца семнадцатого века. С течением времени всё больше и больше европейского материала добавлялось к местным преданиям майя. В некоторых книгах обнаруживаются не только ритуалы, представляющие собой смесь старой веры с христианством, но и переводы на язык майя испанских религиозных и астрологических трактатов, а также заметки о событиях произошедших в колониальный период.

Среди двенадцати сохранившихся Чилам Балам из Тицимина, Мани, Калкини, Ишиля, Чумайеля, Кауа, Теабо (три), Текаша, Ошкуцкаба и Тусика.

Тицимин был собран приходским священником Тицимина Мануэлем Лусиано Пересом, который отправил его своему епископу в Мериду в 1870 году. Оригинал хранится в Национальном музее антропологии в Мехико. Все сорок два текста Тицимина, за исключением глав 9 и 22-25, параллельны отрывкам в одной или нескольких других Книгах – Мани, Чумайеля или Кауа, которые включают дополнительные материалы менее исторического порядка: медицинские, экзегетические, астрономические, литургические или литературные. Однако, взятая сама по себе, «Книга Тицимина» представляет собой краткую историю Юкатана с седьмого века по девятнадцатый, с подробным освещением каждого катуна (примерно двадцати лет) с 1441 по 1848 год.

NB! Нашёл книги Тицимин и Чумайель, если кому интересно.


Sac Uayum

Схема расположения сенотов и рукотворных структур Майяпана в пределах городской черты
Final Report on the 2013 Season of The Mayapán Taboo Cenote Project

Хотя сеноты — это вода, жизнь, портал в подземный мир, axis mundi, не все сеноты одинаково священны. Большинство сенотов Майяпана расположены в пределах стен города, но один из периферийных — Sac Uayum на юго-востоке — оставлен снаружи. Это при том, что находящийся восточнее, тоже на периферии, X-Coton, “захватили” городской стеной.

Сам сенот объявлен среди местного табу, воду там не набирают, а интересующихся предостерегают слухами о духе-охранителе, который покарает нарушителей. Не лазь, не трожь.

Но с нескольких попыток, а последняя даже после церемонии очищения и усмирения духов “простите-извините, мы вас потревожим”, сенот всё же удалось исследовать.

В сеноте оказалось две камеры, одна под другой, в первой, полузатопленной нашли останки десятерых (считая по черепам), в нижней, полностью затлпленной, исследованной в 2013 — ещё пятерых человек. У одного из них, вероятно женского пола, черепные швы не срослись, что позволяет предположить возраст не более семи лет.

Предметов культа, личных вещей, керамики, ничего из этого найдено не было. Интересно, почему кости оказались в сеноте, и как они попали во вторую камеру — археологи рассказывают, что седимент, в котором покоятся кости, лежит непоколебленный движением воды. А некоторые из костей во второй камере будто зашвырнуло в какую-то щель. Интересно, как.


Кольцо сенотов

Так называемое Кольцо Сенотов (Ring of Cenotes) Юкатана очерчивает периметр наружного рва ударного кратера Чикшулубского астероида спровоцировавшего пятое Мел-Палеогеновое вымирание. Кучкующиеся полукругом сеноты отмечают границы расплавленной во время удара и кристаллизовавшейся “пробки”, которая изменила геотермальную динамику обуславливающую циркуляцию воды сквозь известняк. На периферии, где потоки были мощнее — процессы карстификации проходили быстрее, и более изношенная порода активнее “посыпалась”.

A ) Преимпакт: Геотермальный тепловой поток из гранодиоритового фундамента в вышележащие карбонатные слои (известняк) создает циркуляцию в масштабах платформы, втягивая морскую воду с периферии и выводя ее через вершину подводной платформы.

B) Через 15-30 секунд после столкновения: Импактор диаметром ~10 км ударяет и проникает в земную кору, испаряя тонны сульфатных и карбонатных пород в атмосферу, вызывая гигантское цунами, глобальные лесные пожары и в конечном итоге массовое вымирание. При этом происходит «отскок» горных пород из глубины коры, в результате чего они оказываются на поверхности внутри кратера.

C) Постимпакт: Глубоко проникающая кристаллическая пробка расплава с высокой теплопроводностью и низкой проницаемостью образуется в результате удара около геометрического северного центра платформы.

D) Настоящее время: Кольцо сенотов описывает периметр разлома в известняке на границе с “расплавленной пробкой”.



Xibalba

Космогонический миф майя изложенный на страницах «Пополь Вух»* описывает путешествие двух пар близнецов-героев и их спуск в Подземный Мир, Шибальбу, через пещеры.

Однажды бог маиса Хун Хунахпу или Ахав (Ajaw) и его брат Хунахпу шумно играя в мяч разгневали владык подземного мира, которые вызвали их к себе в Шибальбу — “Место Страха”. Пройдя через множество испытаний и ужасов, братья сыграли в мяч с обитателями Шибальбы. Проиграв, они были принесены в жертву и похоронены под площадкой для игры в мяч, а голова бога маиса была помещена в калабаш или дерево какао. Позже дочь одного из владык подземного мира, Кровавая Дева, увидела голову и после небольшого разговора, когда голова плюнула ей в руку, она чудесным образом забеременела близнецами. Этими братьями стали Хунахпу (или Хун Ахав) и Шбаланке (или Яш Башлам, Xbalanque (or Yax Bahlam), знаменитые близнецы-герои мифологии майя, которые прославились как отличные охотники, трикстеры и превосходные игроки в мяч.

История повторилась, и близнецы-герои, как и их отец и дядя, тоже были вызваны в Шибальбу и, на смертельный матч. Снова адская полоса препятствий, испытания ягуарами, жутким холодом и огнём, и потом их тоже заставили сыграть в мяч. Они выиграли, но их все все равно попытались бесцеремонно и против правил принести в жертву, вернее, владыки подземного мира надеялись их убить, но… Близнецы действовали первыми и прыгнули в огромное пламя. Боги внешнего мира были не в восторге от такого результата, и поэтому они вернули близнецов к жизни. Переодетые в танцовщиц, те посеяли хаос в Шибальбе, убили владык подземного мира и даже сумели воскресить своего отца – бога маиса. Весь миф очень похож на метафору цикла роста кукурузы.

Угадайте, из чего были сделаны первые люди?

[…]

Затем жёлтая кукуруза и белая кукуруза были перемолоты, и Шмукан молола девять раз. Пища использовалась, вместе с водой, которой она ополаскивала руки, для создания жира; он становился человеческим жиром, когда его обрабатывал Носитель, Прародитель, Суверенный Пернатый Змей, как их называют.
После этого они превратили его в слова:

создание, моделирование нашей первой матери-отца,
с желтой кукурузой, только белая кукуруза для плоти,
только пища для человеческих ног и рук,
для наших первых отцов, четырех человеческих частей.


Только из основной пищи (staples) состояла их плоть.

Popol Vuh
* «Пополь Вух» переводится как «Книга общины» или «Книга совета» (буквально «Книга, относящаяся к циновке», поскольку тканая циновка использовалась в качестве королевского трона в древнем обществе Кʼичеʼ и символизировала единство общины). [5] Первоначально она сохранялась в устной традиции[6] примерно до 1550 г., когда была записана письменно.[7] Документация Пополь Вух приписывается испанскому монаху-доминиканцу XVIII в. Франсиско Хименесу, который подготовил рукопись с транскрипцией на языке киче и параллельными колонками с переводами на испанский.

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer