В сатирическом постмодернистском романе Курта Воннегута “Колыбель для кошки” есть вымышленная религия “боконизм”, названная так по имени ее создателя. В боконизме есть термин “карасс” – группа людей, связанных космически значимым образом, даже когда поверхностные связи не очевидны. Что-то неосязаемое, но существующее. И есть “ложный карасс” или же “гранфаллун” (granfalloon) т. е. группа людей, которые воображают, что у между ними есть связь, которой на самом деле не существует.
Наиболее часто предполагаемые гранфаллуны – это ассоциации и общества, основанные на общей, но в конечном итоге сфабрикованной предпосылке. Примеры из “Колыбели для кошки” включают: “Коммунистическая партия, “Дочери американской революции”, “Дженерал Электрик Компани” и любая нация, в любое время и в любом месте”. Более общая и часто цитируемая цитата определяет гранфаллун как “гордое и бессмысленное объединение людей”.
Гранфаллун – это те, кому сказали, что с ними “бог”, у них “особый путь”, они наследники чьих-то побед, праведные палачи дегуманизированных “чужих”. Все те, кому пророчат “make great again, “вернуть исконное”, “повторить историю”, “не посрамить”, “сплотиться и затянуть пояса”.
Умело манипулируя нашей врожденной тягой принадлежности к группе, необходимости в идентификации и бессознательным трайбализмом, конструкторы мифологических нарративов фиксируют и обездвиживают индивидов в кристаллической решетке гранфаллуна, группы, массы. За сортировкой и распределением человеческого ресурса следуют ажитация и мобилизация, а после исчерпания ресурса – утилизация.
Мне кажется, что “гранфаллун” – это загадка из трёх слов.
Grand + fallacy + balloon = granfalloon
Большой раздутый обман