Патрон: Марина Слащева (авторка потрясающего канала Blue Arrakis)
Если не думать, то многое становится ясно
Виктор Пелевин
Letting Go of Self: The Creation of the Nonattachment to Self Scale
Сколько существует сознающий ум – столько он страдает. Эмоциональный ландшафт нашей жизни сформирован Матерью-Природой, которая не знает сострадания и жалости. Вектор нашего движения – это непрекращающееся бегство ОТ и К, это таксис (от греческого τάξις — строй, порядок) который сформирован недоступными интроспекции эволюционными механизмами. Мы всего лишь чувствуем – хорошо ли это, или плохо.
Мысль о том, что сосредоточенность на себе приводит к страданию, стара как мир. Буддисты обнаружили, что если меньше циклиться на себе, то жить становиться легче, а страдания уменьшаются. Хитрость в том, чтобы избежать концентрации на себе, на иллюзии фиксированного “Я”. Мысли “я то, я сё, я пятое, я десятое” – это террорист берущий вас в заложники. Сначала вы теряете свободу, а потом и до стокгольмского синдрома рукой подать.
Впадая в иллюзию, что мы являемся какой-то более-менее постоянной конструкцией, сквозь которую струится поток нашего житейского опыта, мы фильтруем, оцениваем (в данном случае, это фигура речи, мы не принимаем сознательного участия в этом процессе) и “взвешиваем” происходящее сквозь эту призму “Я”. И таксис избегания неприятного и стремления к приятному тут как тут. Как железные опилки в масле, события, ощущения и мысли выстраиваются вдоль невидимых линий, определяя чего мы хотим, а чего нет, куда нам стремиться и от чего. И в этом нет никакого нашего участия, никакой свободы воли. Мы ничего не выбирали, а уже знаем, плохо нам или хорошо.
Коварство фиксации на себе состоит в том, что как ни крути – вы окажетесь в дураках. Фиксация на отрицательной концепции себя – это прямая дорога к тревоге, неврозу и депрессии. На положительной концепции себя – к нарциссизму, обостренной защитной реакции (excessive defensiveness) и чувству собственного превосходства (feeling of superiority). Вы ассоциируете себя с образом хорошего студента, казалось бы конструктивная позиция, не так ли? Но стоит вам провалить экзамен, и положительный образ себя под угрозой чувств стыда и вины, которые, в свою очередь вызовут защитную реакцию направленную на сохранение статус-кво в собственных глазах.
Непривязанность состоит в такой оптике восприятия, которая будет свободной от фиксации и ожиданий. События, ощущения, мысли приходят и уходят, плывут мимо вас вглядывающихся в этот поток. А вы не подавляете их, и не цепляетесь за них чтобы удержать или раздуть. О чем весь буддизм? Об отпускании, letting go. Непривязанность к себе (nonattachment to self) – это более частный случай непривязанности, который подразумевает непривязанность к концепциям связанным с “Я” (self-related concepts), пресловутое “я то, я сё, я пятое, я десятое”.
Представьте себе глубокий горный ручей, в котором плещется форель и незнакомая вам рыбёшка, сошедшие дожди смывают в него ветки с близлежащих склонов, животные приходят на водопой, иногда несутся обломки льда отколовшиеся от ледника, где этот ручей берет своё начало. Прекратите попытки зафиксировать что-то, поймать, удержать, остановить. Наберите в легкие воздух, лягте на дно, откройте глаза и смотрите сквозь толщу воды в небо, пусть всё, что несет ручей, проносится мимо, пусть холодная вода омывает ваше тело. В какое мгновение ручей подобен себе? Всё, что мелькнуло перед вами, через секунду унесет течением.
Непривязанность в сочетании с состраданием к себе (self-compassion) положительно сказываются как на краткосрочном, так и на долгосрочном благополучии (well-being). Отпуская мысли, руминирование (мысленную “жвачку”), и относясь к себе с ласковым пониманием и милосердием, как к любому другому страдающему существу, можно снизить уровень стресса и тревоги. В конечном счете, счастье столь исчезающе неуловимо и контекстзависимо, что проще и эффективнее избегать страдания.
Цитируя того же Пелевина:
Ничего на самом деле нет, но все невыразимо страдает.
Отпуская центрированные на себе концепции, не привязываясь и сопереживая себе, мы минимизируем свои страдания и получаем небольшую передышку, пока снова не заснем наяву.