Эрнст Кассирер, возможно, первым предложил homo symbolicus в качестве определения человека.
…Вместо того чтобы определять человека как животное разумное, мы должны определить его как животное символическое. Тем самым мы сможем обозначить его специфическое отличие, и мы сможем понять новый путь, открытый для человека – путь к цивилизации.
Человеческая жизнь – это мост переброшенный между крайностями полного погружением в реальность пре-символического и полной отрешенностью пост-символического. Благодаря языку наше воображение и память стали большим, не просто причудливой игрой образов, но возможностью выбора альтернативных возможностей и направления хода вещей. В схему живых организмов, между рецепторной и эффекторной системами вклинилась символическая. Так создался зазор, люфт, отделивший нас от примитивно-инстинктивной жизни направляемой стимулами и драйвами, от человеческой, в которой есть место альтернативным сценариям. Символическая репрезентация сделала возможной некоторую свободу, структуру иерархий ценностей опосредующих наше взаимодействие с миром.
Проблематика человеческого бытия заключается в неизбежном сражении за ценности (values) и бегстве от угроз (threats). В статье выделяются четыре пары:
Ценность бытия \ угроза небытия
Человек воспринимает будущее сквозь надежды и страхи. В разнице между настоящей реальностью и воображаемыми возможностями рождается надежда. В разнице между реальностью и мире воображаемом без того, что нам дорого, возникает страх. Радикальность человеческих страхов и надежд легко понять сквозь призму самой невыполнимой цели и самой серьезной угрозы – представить мир без себя, без каких либо следов себя, будь то воспоминания, потомство или творения.
Ценность счастья \ угроза горя (misery)
Символическая репрезентация позволяет человеку думать о себе, как о единстве действий, ощущений и событий (happenings). Но наша воображаемая цельность всегда фиктивна, она никогда не завершена, всегда в процессе становления (in the making). Мы боремся за то, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. В этом разрезе проблема счастья-горя является разновидностью проблемы бытия-небытия.
Ценность моральной добродетели (goodness) \ угроза морального порицания (condemnation)
И то и другое непосредственно зависит от символической репрезентации. Человек может определять себя в моральном градиенте добра и зла только в той степени, в которой он может быть ответственен за содеянное. В той степени, в которой символическая отделенность от деятельности определяемой и направляемой непосредственными стимулами и драйвами (“инстинктивным поведением”) позволяет ему быть целостностной совокупностью (unity) опыта, событий и действий, которая, вдобавок, обладает субъективностью агента. Только в этом случае он может иметь добродетель как ценность, и моральную неудачу (moral failure) как угрозу.
Ценность правды \ угроза ошибочности (falsity)
Символы должны раскрывать природу реальности, давая нам возможность успешнее существовать и сопротивляться. Так как никакие символы не являются отражением правды, а лишь репрезентациями отдельных аспектов реальности, то некоторый конфликт неизбежен. Проблема поиска правды и избегания ошибочности в том, чтобы добиться наиболее адекватной репрезентации природы и связанности (connexity) вещей.
Поскольку мы можем мыслить мир как существующий без нас, мы боимся смерти, не просто как некоего биологического события, которого следует бояться, как ребенок боится иглы врача, но как конца самих себя. Участвовать в жизни мира, следовательно, значит жить в сознании того, что существование человека не является необходимым, что он может и и действительно может однажды перестать существовать. Это значит жить перед лицом небытия.
Теперь это знание и страх перед возможностью небытия сопровождается знанием и надеждой на возможность полноты бытия и таким образом придает человеческой жизни уникальную ценность. Существо, погруженное в “здесь и сейчас”, не может быть напугано этим опытом; оно может жить без страха смерти, даже без знания о ней.
Ценность и достоинство человека как существа, выделяющегося из потока вещей были бы невозможны без коррелятивной угрозы небытия. Жизнь – это борьба, иначе она не имеет характерных человеческих ценностей. Человек выделяется из реальности вопреки своей скоротечности и провозглашает: “Я не буду поддаваться; я сделаю свою жизнь непреходящей ценностью, несмотря на угрозу небытия”.