Как возможен альтруизм в мире эгоистичных генов, если мы оставим за скобками взаимный (reciprocal) и групповой альтруизм (kin altruism)? В “Расширенном фенотипе ” Докинза есть глава “Гонка вооружений и манипуляция”, в которой он утверждает, что животное может вести себя выгодным для генов другого животного образом потому, что им манипулируют. Колин МакГинн в своей книге “Philosophical Provocations” интересно рассуждает на эту тему.
Возьмем в качестве наглядного примера тростниковую камышовку, которая выхаживает подброшенное кукушкой потомство в ущерб своему генетическому наследию. Со стороны её поведение выглядит как альтруизм, но на самом деле кукушка, условно говоря, “хакнула” нейронные цепи камышовки.
Докинз сравнивает подобные стратегии с рекламой, пропагандой, гипнозом и наркотиками: устройства психического манипулирования, которые используют восприимчивость объекта манипуляции. Вместо применения физической силы, как при стандартном хищничестве, животное атакует мозг другого животного, заставляя его действовать в интересах нападающего, вразрез со своими собственными генетическими интересами.
Мысль Докинза в том, что физическая сила и ментальные манипуляции имеют одну и ту же генетическую основу: гены, которые подчиняют поведение других нашим собственным интересам, либо путем проксимального контакта, либо путем дистального манипулирования. Некоторые “хищные” гены реализуют поведение захвата, в то время как другие вызывают более тонкую стратегию ментального манипулирования.
Докинз включил этот пункт о манипуляции в свою теорию расширенного фенотипа. По сути, фенотип кукушки включает в себя тело камышовки, потому что ее гены управляют этим телом с помощью манипуляций. Это ничем не отличается от улитки и ее раковины, или бобра и его плотины: окружающая среда используется в интересах конкретного набора генов. Отсюда “дистанционное действие” гена: гены одного животного вызывают поведение другого животного, которое служит их эгоистичным целям.
Паразитизм является удивительно эффективной эволюционной стратегией. Совсем не обязательно штурмовать тело хозяина – можно быть remote-паразитом. Исключительно наивный наблюдатель может восхититься альтруистическим поведением животных, которые любезно позволяют паразитам занимать их тела, делясь своими драгоценными ресурсами; но все мы знаем, что на самом деле такое соглашение является результатом гонки вооружений между паразитом и хозяином.
Что делают дети, чтобы получить желаемое? Манипулируют, за неимением других рычагов воздействия. Манипулятивная мимикрия, которой пронизаны межличностные взаимодействия социальных приматов, использует те же нейронные сети реципиента. Мы ноем и жалуемся на боль не потому, что это облегчает наши страдания, но потому, что это вызывает отклик окружающих.
Ваше альтруистическое поведение по отношению ко мне – это мой расширенный фенотип, подчиняющийся велениям моих генов. Гены успешны если они производят фенотипы, которые позволяют им размножаться. Провоцирование альтруизма в других людях с помощью манипулятивных методов – это гениальная стратегия успешного размножения генов, расширяющая фенотип одного человека до самой воли другого.
Наша речь не только среда и способ передачи информации, но еще и средство убеждения. Наша социальная жизнь зависит от “контроля над разумом” себе подобных, поэтому мы искусны в науке и искусстве манипулирования, равно как и сопротивления манипуляциям. Политика и религия, какими мы их знаем, несомненно, во многом обязаны человеческим способностям манипулирования и нашей уязвимостью к манипуляциям. Что, с этой точки зрения, есть идея бога, как не опосредование дистанционного морального паразитизма?