История человечества это, кроме бесконечного насилия, гонка за измененными состояниями сознания. Испокон веков человечество шатало себе крышу всеми доступными способами, от жесткого поста и многочасовых медитация до священных грибов и… каруселей. Существуют разные способы легально и/или ритуально вскружить себе голову.
Шейх стоит в самом почетном углу танцевального места, и дервиши проходят мимо него три раза, каждый раз обмениваясь приветствиями, пока не начнется круговое движение. Само вращение происходит на левой ноге, центром вращения является подушечка ноги, а вся поверхность стопы остается в контакте с полом. Толчок к вращению дает правая нога, делая полный шаг на 360 градусов. Если дервиш слишком увлечется, другой суфий, следящий за порядком, осторожно коснется его одеяния, чтобы сдержать его движения. Танец дервишей – одна из самых впечатляющих черт мистической жизни в исламе, а музыка, сопровождающая его, отличается изысканной красотой, начиная с великого гимна в честь Пророка и заканчивая короткими, восторженными песнями, некоторые из которых поются на турецком языке.
Annemarie Schimmel
“Mystical Dimensions of Islam”
Помимо восприятия звука, внутреннее ухо позвоночных отслеживает изменения в движении тела, ориентации, положении и скорости. Быстрое вращение вокруг оси тела, механически нарушает гомеостаз внутреннего уха и посылает в мозг нервные сигналы, которые противоречат сигналам от автоматических движений глаз. У людей этот кросс-сигналинг вызывает головокружение, прилив крови к голове, эйфорию/дурноту и другие измененные состояния восприятия, настроения и сознания.
Чтобы не отъехать при вращении на высоких или устойчивых скоростях требуется длительная специальная подготовка (например, у профессиональных танцоров, цирковых артистов и космонавтов). У аутичных детей и взрослых вращение также используется в качестве аутостимулирующего поведения, чтобы контролировать сенсорный вход или намеренно блокировать его (я в домике).
Гомология в анатомии внутреннего уха среди гоминид и относительно схожие размеры тела (среди приматов) позволяют предположить, что схожее поведение при вращении может вызывать схожие нейрофизиологические эффекты у других высших приматов. Предположительно, предковые особи, независимо от того, имели ли они доступ к психотропным препаратам (как, например, забродившие фрукты или галлюциногенные грибы), могли обладать способностью самостоятельно вызывать измененное восприятие с помощью вращения.
Исследователи отсмотрели 40 видеозаписей, содержащих кадры, на которых человекообразные обезьяны участвуют в 132 подходах (bouts) вращения на канате, в общей сложности 709 оборотов. Видеозаписи включали кадры орангутангов, горилл, шимпанзе, и бонобо. Приматы вращались в среднем 5,4 оборота за один подход, в среднем 3,3 подхода подряд, со средней скоростью вращения 1,43 оборота в секунду. Самый длительный подход составил 28 оборотов, самая быстрая устойчивая скорость вращения (в течение пяти вращений) – 3,3 оборота в секунду, а самый быстрый одиночный “прокрут” – 5 оборотов в секунду. Маловероятно, что это “спонтанное” и нецеленаправленное поведение.
Чем орангутан хуже дервиша?
Great apes reach momentary altered mental states by spinning