Современная обувь на высоком каблуке родилась в Париже. Там она была изобретена, а затем переосмыслена для западной моды в виде классических туфель на высоком каблуке, которые мы знаем сегодня. Впервые они появились в 17 веке при дворе короля Людовика XIV, когда блочные talons hauts, вдохновленные ближневосточной обувью для верховой езды, были признаны лучшим способом для дворянина подчеркнуть мускулы своих икр, обтянутых шелковыми чулками, и заявить о своем статусе.
В 1950-х годах, дизайнер Dior Роже Вивье вставил стальные стержни в голенища узких шпилек, увеличил их высоту до трех и более дюймов и призвал обычных женщин носить их в повседневной жизни. Таким образом, в послевоенное время, когда женская рабочая сила в экстренном порядке была переброшена обратно на кухню, дебютировал шаблон современного высокого каблука.
На вопрос, что мужчины находят привлекательным в женщине на высоких каблуках, французский дизайнер обуви Кристиан Лубутен, беседуя с модным фотографом Гаранс Доре в своей парижской квартире в 2013 году, ответил, что каблуки замедляют движение женщины, давая мужчине больше времени, чтобы рассмотреть ее. Лубутен ничего не сказал об эстетике, только о скорости.
Почему женщины носят обувь на высоком каблуке? Эволюционные психологи тут же вам скажут, что это супернормальный стимул, что дело в градусе поясничного изгиба, в подчеркивании формы икроножной мышцы, в укороченном шаге, измененном угле и ротации бедра. Эстеты взглянут на это сквозь призму сниженной скорости передвижения, внешнего вида (а каблуки под рабочий комбинезон обычно не носят). Здесь можно даже углядеть вселенский заговор по хитрому стреноживанию женщин, чтобы их было легче поймать и поработить, эксплуатировать и объектифицировать. А может это аналог культурно обусловленного травмирования по аналогии с бинтованием ступней? Даже если мы исключим из обсуждения мужчин как заинтересованных лиц (продавцы обуви, эстетические потребители и промоутеры доминирующих нарративов), среди сами женщин до сих пор ведутся споры и ломаются копья: носить или не носить, красиво или зазорно, почему, как, и когда.
“То, что сковывает, обедняет, эксплуатирует, порабощает, угнетает, вызывает тошноту, кровь, изнасилование и убийство женщин, – это, как правило, не одежда или обувь, а законы и общественные нормы. Предрассудки. Мизогиния. Превосходство белых. Трансфобия. Гомофобия. Хищнические корпорации и несправедливое трудовое законодательство. Дискриминационная политика в сфере труда и найма. Отсутствие правовой защиты от насилия на рабочем месте, дома и на улице. Неприменение существующих мер защиты. Орудующая бюрократия. Завышенные цены на специфические женские услуги. Медицинский сексизм. Религиозный сексизм. Запрет на доступ к владению собственностью, управлению финансами, кредитной карте или чековой книжке. Угроза насилия в общественных местах, как физических, так и виртуальных, а также в общественном транспорте. Мобильность женщин ограничивается и ограничивалась физически через моду, но больше всего она ограничивается юридически, финансово, профессионально, медицински, интеллектуально, сексуально, политически. То есть системно.”
Summer Brennan
“High Heel“
Why Women Wear High Heels: Evolution, Lumbar Curvature, and Attractiveness