Идея виктимизации предполагает нарушение индивидуальных или коллективных прав жертв(ы): на кров и пищу, либо более абстрактные, как, например, как право на счастье, жизненное пространство, самоопределение и свободное выражение идентичности. Это различие приводит к другой дифференциации, которая предполагает, что некоторые жертвы испытывают материальное нарушение прав (территория, собственность, физические травмы, убийство), в то время как другие жертвы испытывают нематериальный переживания, такие как повреждение идентичности, другие психологические травмы, потеря безопасности и даже потеря “прежнего “я”.
Важно то, что простого переживания вредоносного события недостаточно для возникновения чувства жертвы. Необходимо воспринимать вред как незаслуженный, несправедливый и аморальный, как действие, которое жертва не могла предотвратить.
Следовательно, у чувства виктимности три ключевых элемента.
Во-первых, оно коренится в осознании вреда, пережитого прямо или косвенно.
Во-вторых, простого личного восприятия недостаточно. Необходимо общественное признание действия как незаконного вреда. “Жертва” – это социальный ярлык/статус.
В-третьих, воспринимающие себя в качестве жертвы, чаще всего пытаются сохранить этот статус.
Коллективы, как, например, этнические группы, также могут испытывать это чувство благодаря обмену общественными убеждениями (societal beliefs), установками и эмоциями. Совсем необязательно непосредственно испытывать вред, травму или насилие – достаточно принадлежать группе, члены которой были задеты, Коллективная виктимности становится элементом социопсихологической инфраструктуры коллектива, и включается в социальную идентичность.
Чувство коллективной виктимности совсем не коррелирует с силой группы. Могущественные в военном, политическом и экономическом отношении социумы, присваивают себе этот статус в инструментальных целях и как рычаг влияния на международное сообщество, которое обычно склонно поддерживать пострадавшую сторону в конфликте.
Оппонент несправедлив, вреден и зол, а мы, соответственно, справедливы, моральны и человечны. Порочность целей противника, его насильственные и аморальные средства для их достижения создают моральный стимул для поиска справедливости и противостояния, а также для мобилизации моральной, политической и материальной поддержки со стороны международного сообщества.
Приобретение статуса жертвы становится институционализированным способом избежать вины, стыда или ответственности. Поэтому неудивительно, что преимущества статуса жертвы могут привести к “конкурентной виктимности” между двумя сторонами в неразрешимом конфликте. Каждый из противников прилагает все усилия, чтобы убедить своё общество, соперничающую сторону и международное сообщество в том, что только он является жертвой.
A sense of self-perceived collective victimhood in intractable conflicts