Простая эволюционная максима “жирок и сахарок – энергия впрок” выходит нам нависающим над джинсами боком. О сладкой и жирной пище, которая откровенно абьюзит нашу психологическую “заводскую уязвимость” написаны уже терабайты. Проклятые корпоративные капиталисты, как и с климатом, хотят скинуть на пересічного громадянина ответственность за последствия своего профита. Дружба дружбой, а вершки с корешками врозь. Вот только табачок и рачок вместе. Ожирение, которое традиционно считается результатом “зависимости” (просто прекрати покупать и жрать, тебя никто не заставляет) или “генетической предрасположенности” (так у тебя и бабка с дедкой жирные, и родители не атлеты, вот и ты не фонтан), может быть результатом ассоциативного обучения.
Крысы на диете с высоким содержанием жиров (high fat diet, HFD) со временем перестают реагировать на “пищевые подсказки” (food cues) связанные с менее калорийной пищей, вплоть до голодухи/отказа от пищи (calorie restricted state). Происходящие на уровне мезолимбического дофаминового сигналинга и гипоталамических нейронов агути-родственного белка (agouti-peptide related neurons) (регулирует аппетит) изменения вызывают обесценивание стандартной диеты (standard diet devalution). Даже после HFD стандартная диета теряет в способности снижать негативную валентность ассоциированную с голодом (как в анекдоте про кота, “О! ГРЕЧЕЧКА! Позавчерашненькая! Объедение!”), так и в “вознаграждении” за удачное нахождение пищи. Несчастные животные привыкают к жирному, а потом белый свет без него не мил.
Было проведено рандомизированное контролируемое исследование с участием людей с нормальным весом, которым в течение 8 недель в дополнение к обычному рациону питания предлагались снэки с высоким содержанием жира/высоким содержанием сахара или снэки с низким содержанием жира/низким содержанием сахара.
(A) Здоровые участники с нормальным весом проходили исходную оценку после первоначального скрининга. Затем их рандомизировали для диетического вмешательства с использованием йогурта с высоким содержанием жира и сахара (HF/HS) или йогурта с низким содержанием жира и сахара (LF/LS) 2 раза в день, в дополнение к обычному рациону питания. Впоследствии все испытуемые прошли повторное обследование (сессия после вмешательства).
(B) В дни тестирования участники приходили в лабораторию примерно в одно и то же время дня после ночного голодания. Оценивались индекс массы тела, степень голода и бралась кровь (уровень глюкозы, инсулина, триглицеридов и HbA1c (гликированный гемоглобин). Затем участники получали на завтрак батончик гранолы и выполняли тест на предпочтение концентрации жира и сахара и задание на стоп-сигнал. После повторного забора крови для оценки уровня глюкозы участники проходили фМРТ, во время которого они выполняли задачу предвкушения и потребления пищи (молочный коктейль) и задачу ассоциативного обучения.
Вмешательство с высоким содержанием жира/высоким содержанием сахара уменьшило предпочтение низкокалорийной пищи, увеличив при этом реакцию мозга на пищу и ассоциативное обучение независимо от пищевых сигналов или вознаграждения. Многократное воздействие пищи с высоким содержанием энергии, HF/HS, при отсутствии изменения массы тела или метаболизма, может изменить дофамин-зависимое ассоциативное обучение и пищевые предпочтения. Но если вдруг что, то вы сами во всём виноваты, это “жируха по знаку Зодиака” и дефицит силы воли, а не чей-то корыстный интерес, не перепутайте.
Habitual daily intake of a sweet and fatty snack modulates reward processing in humans