Как продуктивно поконфликтовать и поконкурировать со своими сородичами, чтобы и профит и словить, и репутацию не потерять, и ответку не получить? Конечно, же, обвинить в колдовстве! Охота на ведьм может работать как механизм принуждения к соблюдению социальных норм, угнетения женщин, калибровки социального неравенства или кривоватый метод поиска причин/объяснений несчастий. Сколько люди живут в сложных обществах – столько охотятся на ведьм и колдунов. Лучше понять природу этого культурного феномена можно задавшись вопросом “Qui bono?” Кто кого обвиняет, и в чём? Супруг(а), родитель, брат, сват, сосед – социальная экология определяет жертв, обвинения и кроющуюся за всем этим выгоду.
В эксперименте выборка случаев преимущественно взята из этнолингвистического кластера банту в Африке к югу от Сахары. Поэтому она состоит из групп с преимущественно патрилинейным, патрилокальным родством и относительно высоким уровнем полигамных браков, несмотря на некоторые различия. При патрилинейном происхождении наследование ведется по мужской линии, а при патрилокальном проживании пары после заключения брака живут в семье мужа. Здесь исследователи сосредоточились на индивидуальных отношениях, но также проверили предположения о том, как эти более широкие аспекты социоэкологии могут быть связаны с полом обвиняемого.
Обвинениям подвергалось больше мужчин, чем женщин. 37% “ведьм” в были женщинами, а 63% – мужчинами.
◆ 33% обвинений в колдовстве с известным исходом привели к тому, что обвиняемые, независимо от их пола, были вынуждены расстаться со своими обвинителями.
◆ Следующим по частоте исходом было нанесение ущерба репутации обвиняемого (27%).
◆ Некоторые обвинения были отклонены (19%), что означает, что они не “прилипли” к репутации обвиняемого.
◆ Случаи, когда обвинитель напрямую получал материальные блага или политическое положение (8%), были более распространены, когда обвиняемый был мужчиной.
◆ Если “ведьма” была “наказана” или отказалась от своего колдовства в ходе церемонии (8%), то чаще это были женщины.
◆ 7% обвинений в выборке привели к тому, что обвиняемая “ведьма” была убита.
Результаты показывают, что категория отношений между обвинителем и обвиняемым может предсказать пол обвиняемого.
◈ Обвинения от неродственников, а не от аффинальных родственников (affinal kin – родственники не по крови, а через систему браков), имели в 11 раз более высокие шансы быть направленными против мужчин, чем против женщин.
◈ Вероятность того, что обвинение от кровного родственника будет направлено на мужчину, а не на женщину, была в 6 раз выше, чем обвинение от аффинальных родственников.
◈ 6% всех случаев произошли в контексте отношений между мужем и женой. Из них 23% были женами, обвиняющими своих мужей, и 77% – мужчинами, обвиняющими своих жен.
◈ 3% всех случаев произошли в рамках отношений между супругами. 59% обвинений в адрес женщин со стороны аффинальных родственников исходили от тех, кто не был ни мужем, ни сожителем.
Возраст был важным фактором в прогнозировании пола обвиняемого колдуна. Вероятность того, что обвинение, направленное на пожилого человека, а не на взрослого или ребенка, будет направлено на женщину, а не на мужчину, была в 3,23 раза выше. Геронтоцид: старого мужчину может защищать статус, а женщина пострепродуктивного возраста не приносящая ресурсов – лишний рот.
Колдовство = конкуренция, но есть один нюанс. У агрессора/обвинителя при этом руки и совесть чисты – приятно, статусно, удобно. Социальная структура определяет круговорот и направление обвинений, ресурсов и выгоды.
Same-sex competition and sexual conflict expressed through witchcraft accusations