“Электрический монах был устройством, экономящим труд, как посудомоечная машина или видеомагнитофон… Электрические монахи верили за вас, тем самым избавляя вас от все более обременительной задачи – верить во все то, во что мир ожидает вы будете верить”.
Douglas Adams
Dirk Gently’s Holistic Detective Agency
Тирания чистого листа может обернуться атрофией мышления. Гугл добавил в свои Документы ИИ-помошник, который предлагает аутсорсить ему творческие потуги. Затуп, затык, завал? Просто нажми “кнопку” (The Button). Да, тебе придется скормить ему какой-то промпт (подсказку/указку), чтобы он в доли секунды наскирдовал, отсортировал, перепаковал, расфасовал, структурировал и выдал информацию. Зияющая белая пустота документа заполнилась текстом. Полегчало?
Больший языковым моделям (БЯМ/LLM) прочат революционирование корпоративной говнокоммуникации – бесконечные отчёты, дежурные ответы/запросы, выдержки из многостраничных документов – ИИ может это всё переварить, ужать, выпарить до сухого остатка и отправить адресату. Который с помощью того же ИИ может ответить отправителю. “Окей, ИИ, когда мне на почту придёт отчёт, найди там пять нестыковок, четыре спорных момента, три неточности, попроси в ответном письме всё это исправить и выслать откорректированную версию”.
Джонатан Франкл, chief scientist в конторе MosaicML назвал это “Скучным Апокалипсисом”:
“Мы используем ChatGPT для создания длинных электронных писем и документов, а затем человек, получивший их, использует ChatGPT, чтобы свести их к нескольким пунктам, и в результате тонны информации переходят из рук в руки, но все это просто пустой звук. Мы просто раздуваем и сжимаем контент, созданный искусственным интеллектом”.
До какой степени можно аутсорсить мышление, прежде чем закончится понимание? Мы оскорбимся, если в ресторане нам на красивой тарелке подадут тюбик с обедом астронавта “Каре ягнёнка с брокколи и клюквой”. Нам ценна форма, вид, запах, вкус, человеческий труд повара, официанта, дизайнера оформлявшего интерьер, который создаёт атмосферу. Авторский текст так же мультимодален – мы употребляем, в буквальном смысле, ВРЕМЯ ЖИЗНИ автора. Ведь что кроется по ту сторону экрана за этими символами? Там другой человек, он что-то видел, слышал, думал, чувствовал, читал, переживал, чтобы это сформулировать, проговорить в уме, услышать со стороны, смоделировать вашу реакцию, свою реакцию на вашу реакцию. В этом ценность и смысл.
Нам нужны другие люди, чтобы через них познать мир – мы не успеем прикоснуться ко всему, но можем в суррогатной форме, благодаря их рассказам, впечатлениям и эмоциям от пережитого, прожить невиданное, неслыханное и недостижимое. Везде не побывать, всего не узнать и не испробовать. Но у нас есть зеркальные нейроны, дефолт-система, theory of mind и коллективный интеллект. Так мы выходим за рамки себя самих.
Жижек любит рассказывать о сформулированной Робертом Пфаллером идее делегированного наслаждения ― интерпассивности. Видеомагнитофон, который записывает и “смотрит” телевизор за вас, вращающийся буддийский барабан молящийся за вас, закадровый смех смеющийся за вас. В процессе аутсорсинга проживания каких-то аспектов бытия можно утратить аутентичность, которая придает происходящему смысл.
В скучном Апокалипсисе победившего пластмассового мира рекурсии БЯМ/LLM скармливающих друг-другу сгенерированный контент, третий – человек – лишний.
Текст, как форма кристаллизованного опыта другого человека, позволяет нам “причаститься” и “приобщиться” к тому, о существовании чего мы не знали, до чего не можем дотянуться и успеть пережить. Употребляя Других в сконденсированной символьной форме мы трансцендентируем старую версию себя. «Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную». Люди пишут для людей.
Пусть ИИ сам бесконечно жрёт свой безлико-бесчеловечный комбикорм в тюбике.