Что общего у загаженного пляжа и реакции на террористическую атаку? Универсальный набор из четырёх имплицитных когнитивных схем социальной координации. Как принять решение, чем ответить террористам? Общественный консенсус, иерархическая указка/команда, голосование, взвешивание “за” и “против”. Как прибрать засранный пляж? Собраться всем коллективом, делегировать назначенным ответственным, каждому убрать свой клочок пляжа, или скинуться деньгами и нанять контору по вывозу мусора.
Теория реляционных моделей (Relational Models Theory), RMT) предложенная Аланом Фиске утверждает, что люди во всех культурах координируют почти все аспекты большинства социальных действий с помощью четырех фундаментальных реляционных моделей (RM). Этот универсальный репертуар реляционных способностей служит для планирования и осуществления собственных действий; для понимания, запоминания и предвидения других; для координации коллективных действий и институтов; и для оценки своих и чужих действий.
Всё взаимодействие людей структурировано в отношении:
(1) того, что у них есть общего,
(2) упорядоченных различий,
(3) аддитивных дисбалансов
и/или (4) соотношений/пропорций.
Чтобы было понятнее, можно взглянуть на них с точки зрения фундаментальных мотивов, которые лежат в основе большинства моральных суждений, эмоций и поведения:
Единство, иерархия, равенство и пропорциональность.
Представим, что мы с кем-то воюем. Кто эти “мы”? Это модель общности (Communal sharing). Они (которые не “мы”) на нас напали, и мы, соответственно, должны ответить, Lex talionis, око за око. Это модель согласования равенства (Equality matching). Как мы будем решать, кто у нас главный, принимает решения, ответственность и командует? Это модель ранжирования авторитетов (Authority ranking). Как нам оценить все “за” и “против” всех возможных способов ответа на военную агрессию, на что и сколько людей / времени / ресурсов мы потратим? Это модель рыночной цены (Market pricing).
Фиске называет эти врождённые фундаментальные реляционные (“отношенческие”) склонности (т.к. мы тяготеем к таким форматам взаимодействия) модами|модусами (mods), за их модульность (многосоставность) и модифицируемость (изменяемость). Для того чтобы использовать эти модусы для действия или интерпретации действий других, людям нужны социально передаваемые прототипы, прецеденты и принципы, которые завершают модусы, определяя, как и когда и в отношении кого применяются эти модусы. Он использует термин “preo” (хер его, как это перевести, и нужно ли?) для обозначения класса парадигм, параметров, наставлений, предписаний, пропозиций и запретов, которые могут быть связаны с модами.
Моды универсальны, а прео у каждого социума свои.
Можете натягивать эту четырехмодульную сову на любой глобус человеческих взаимодействий в любых плоскостях и парадигмах – налезет как угодно и на что угодно.
The four elementary forms of sociality: Framework for a unified theory of social relations