Наводим порядок и ясность с повесточкой “пола” и “гендера” раз и навсегда. Следите за руками.
Термин “гендер” был введен Джоном Мони и его коллегами в 1950-х годах (An examination of some basic sexual concepts: the evidence of human hermaphroditism), когда изучая гермафродитизм человека, они заметили “сексуальные несоответствия” между заданным (assigned) полом и полом воспитания (sex of rearing), внешней морфологией гениталий, внутренними вспомогательными репродуктивными структурами, гормональным полом и вторичными половыми признаками, гонадным полом и хромосомным полом. “Гендерную роль” ввели в качестве дополнительного критерия для более точной оценки пациентов с различными комбинациями этих переменных. В классическом тексте гендерная роль определялась как
“всё то, что человек говорит или делает, чтобы раскрыть себя как обладателя статуса мальчика или мужчины, девочки или женщины соответственно. Она включает в себя сексуальность в смысле эротизма, но не ограничивается ею. Гендерная роль оценивается по следующим признакам: общая манера поведения (general mannerisms), привычка “держать себя” (deportment) и манера поведения (demeanor) (прелесть английского языка, да); игровые предпочтения и интересы досуга; спонтанные темы для произвольных разговоров и каузальные комментарии; содержание снов, дневных грёз и фантазий; ответы на косвенные вопросы и проективные тесты; свидетельства эротических практик и, наконец, ответы самого человека на прямой вопрос”.
Биологический пол отражает две различные эволюционные стратегии получения потомства: стратегия самок (♀) заключается в производстве небольшого количества крупных гамет, а самцов (♂) – в производстве множества мелких (и часто подвижных) гамет.
Связанные с полом генотипы или фенотипы (включая половые хромосомы, первичные и вторичные половые признаки и половые гормоны), половые роли и половая дифференциация являются следствиями биологического пола. Генотипические и фенотипические признаки, а также половые роли часто используются в качестве х критериев для определения пола, но поскольку эти признаки сильно различаются у разных видов, размножающихся половым путем, они работают только для отдельных видов.
В нашумевшей статье “Transgender rights rely on inclusive language” есть два пассажа, которые требуют критического замечания:
- “Ни один признак не определяет, является ли человек мужчиной или женщиной, и ни один пол человека не может быть значимо предписан какой-либо одной переменной.”
- “Важно признать контекстно-зависимую и многомерную природу пола. Вместо того чтобы отдавать предпочтение какой-либо характеристике как единственной детерминанте пола, “мужчина” (male) и “женщина” (female) должны рассматриваться как контекстно-зависимые категории с гибкой связью с несколькими переменными.”
Половое размножение начиналось с изогамии – слияния одинаковых по размеру гамет. Наблюдаемый сегодня диморфизм размеров яйцеклеток и сперматозоидов (анизогамия) был обусловлен конкуренцией половых клеток за оплодотворение. Либо качество гамет (яйцеклетки), либо количество (сперматозоиды). С точки зрения эволюции, самцы (пол, производящий сперматозоиды) являются квазипаразитами, успешно использующими ресурсы самок. Крупные гаметы полностью обеспечивают формирование зиготы, а сперматозоиды (пыльца у растений) — генетический материал.
Пол (sex) бинарен. А вот к гендеру формулировка “контекстно-зависимые категории с гибкой связью с несколькими переменными” подходит как нельзя лучше.
И овцы сыты, и волки целы, и пастуху вечная память.