Представьте себе, что вы в Матрице и можете, как Нео, взять и увидеть её изнанку – всякие там строчки кода ползут, пространство смыслов, система семантических, рекурсивных и каузальных отношений. Весь backend код социальной реальности выведен в графический интерфейс, и у вас не сдуло кукуху, вы в этом шарите.
Деконструктивизм Дерриды на пальцах, следите за руками.
Вот все объекты вокруг вас, каждый – это как иконка-ярлычок в интерфейсе. Это знак (sign). Он состоит из двух частей:
⁍ Означающего (Signifier) – табличка “Открыто”.
⁍ Означаемого (Signified) – то, что магазин открыт.
То есть каждое из “слов” из окружающего вас “облака тэгов” имеет эти два компонента, но НЕ ТОЛЬКО.
Каждое слово/понятие вы объясняете через другие. X это Y из Z. Представьте себе такую вот систему связей между этими висящими в облаке тэгов словами. Это “паутина языка” (web of language).
А теперь представьте, что связи в этой системе не равнозначны. Одни слова имеют бóльший вес и семантическую приоритетность и “первородность” (время течет из вчера через сегодня в завтра, квадрат это в первую очередь из области геометрии, а голова главнее жопы, но не всегда) то есть эти связи несимметричны, тут есть свой градиент смысловой и каузальной “гравитации”. Это “насильственные иерархии” (violent hierarchies).
Когда мы говорим “оранжевый”, (orange) о какой части градиента перехода “красный-желтый” мы говорим? Когда мы говорим “дом”, как определить, чего в этом сказанном слове больше – “квартиры”, “особняка”, “здания”, “загородной усадьбы” , “деревенской халупы” или “там, где я живу”? По факту, каждый знак определяется вот этой вот динамической координатной сеткой смыслов, а именно своими связями с другими понятиями, своим “отличием” от них. Причем, как я уже сказал, эти связи несимметричны, иерархичны, динамичны. Это вот “отличие” и есть диффера́нс (вроде как difference, но есть отличие, ахах). Каждый знак – это динамическая точка в системе координат, определяемая своим “отличием” от других точек в этой системе. Важны как раз эти диффера́нсы, в них вся соль, они всё определяют. Скажи мне свою широту и долготу на этот момент времени и я сам найду в каком кафе ты сидишь.
А теперь представьте, что эта паутина языка имеет темпоральность. Визуализируйте себе путь, которым идёт “сигнал” или “мысль” по узлам этой трёхмерной сетки тэгов-знаков. Вы начали думать “дерево” и сигнал побежал по цепочке понятий “это штука, которая…”. То есть в каждом акте восприятия/мышления, объект/знак возникает не единомоментно, а в определенном процессе, и означающее всегда оторвано от означаемого просто потому, что так работает семиотика. Это временна́я задержка (temporal delay).
Но это еще не всё. Вся эта система имеет гобальную темпоральность. Каждый объект-знак это не просто какое-то значение здесь и сейчас. Такое восприятие называется “синхрония”, когда все существует и имеет значение здесь и сейчас, в настоящем, одномоментно. А Фердинанд де Соссюр, это тот, который про историческую лингвистику, сказал, что на самом деле все диахронично, то есть каждое любое понятие-знак из нашего облака тэгов, которое паутина языка, определяется не только комбинацией означаемого и означающего, своими диффера́нсами от других знаков, но и своей исторической обусловленностью и темпоральной протяженностью, которая накладывает свой отпечаток на этот градиент насильственных иерархий диффера́нсов.
Потом вы начинаете всю эту схему представлять себе и задаваться вопросом, а почему это обусловлено тем, а вот это этим, еще и в такой вот последовательности и направлении, почему то главнее и первичнее чем это, а тут вам не здесь. И делаете так со всем вокруг, включая себя, окружающих, мир вокруг, mindfields социальной реальности, до тех пор, пока не встретите отпор, непонимание и недоуменные взгляды окружающих. Тут главное держать середочку.
Это деконструкция.
Спонсор философских мемов – замечательный канал the weird and the eerie.