Представьте себе автобус дальнего следования. Он весь заполнен самыми разнообразными пассажирами. Каждый из них – какая-то из ваших ипостасей. Умник(ца), душа компании, унылое говно, зануда, параноик, ленивая жопа, знаток своего дела, застенчивое ссыкло, пьяная удаль, сентиментальный нытик, беспринципная оторва, нигилист(ка), ярый(ая) подвижник(ца), фанатик, заботливый ангел-хранитель, и так далее. Каждый из них это вы, но ни один из них не является вами. Согласно мнению Дугласа Кенрика, изложенному в книге “Рациональное животное”, у нас только эволюционно обусловленных когнитивно-поведенческих модулей, или же субличностей, “заточенных” на решение совершенно определенных задач:
1) избегание физического ущерба;
2) избежание болезней;
3) установление дружественных отношений с себе подобными;
4) приобретение статуса;
5) привлечение партнера;
6) удержание партнера;
7) забота о семье.
Очевидно же, что для каждой нужен “отдельный исполнитель”, со своими фильтрами восприятия и поведением. Благодаря нашему внутреннему рассказчику мы пребываем в полной уверенности, что в каждый момент времени, ситуации и контексте это все одни и те же “мы”, какое-то дискретное “Я”, к которому мы надежно “пристегнуты” феноменологией идентификации (я есть это).
Эти семь субличностей – это “заводская прошивка”. В процессе онтогенеза погружение в социальную реальность создает в нас целый лабиринт отражений лакановских Других заблудившихся в королевстве кривых зеркал наших искажений и интерпретаций. Так появляются эти множественные субличности созданные взаимодействием нашего темперамента, социального влияния и контекста ситуации.
В этом автобусе, по классике, висят два телевизора, по которым крутят разное кино. От увлекательных годных сериальчиков HBO до остопиздевшего до зубовного скрежета “Белого солнца пустыни” или его аналога, в зависимости от этнопсихологических и языковых реалий.
Пассажир пассивен в том плане, что у него нет никакого контроля за курсом автобуса (водитель – это недоступная нашей интроспекции самая глубокая и древняя часть нас, интуитивно-рефлекторный примат нашего тела, the beast inside). Максимум, что вы можете, это в сердцах крикнуть “Алё, водитель, не картошку везешь!”. Но он там сидит отгородившись от вас шторкой, сосредоточенно крутит баранку и следит за дорогой. Каждую истеричку из салона слушать – далеко не уедешь.
И получается, что самый главный человек в автобусе – это проводник(ца)-стюард(есса). Кого можно заискивающим шепотом спросить, когда будет остановка пописять и размять ноги? Попросить кофе\плед\бутерброд? Или даже набравшись смелости попросить выключить эту хуйню по телевизору, в глубине души робея при мысли “ой, сейчас начнется срач, что остальные пассажиры подумают..ууу”. Только стюард(есса) может организовать вам комфорт, осуществить коммуникацию с водителем, унять конфликтного пассажира, дать вафлю/соску ревущему отпрыску истеричной мамаши сидящей в соседнем ряду (и это все тоже ваши ипостаси, да).
Проносящиеся за окном пейзажи – происходящее в окружающем мире. То, что показывают в телевизоре – это динамический контент вашего ума. Каждый из отдельных пассажиров – это единица идентификации (unit of identification) которыми вы бесконтрольно “становитесь” в процессе “моргания” саморепрезентации (self-representation blink) происходящему схожим на телевизионный заппинг путём.
А всемогущий и единственно автономный стюард(есса) – это ваша внутренняя модель эпистемического агента (epistemic agency model), та высокоуровневая внутренняя модель себя, в которой у вас есть сознание того, что вы можете, и реальная способность обратиться к водителю чтобы сбавить скорость\сделать остановку\подкорректировать курс, переключить чертов телек, убавить громкость, унять пассажира, дать пледик, вафельку, капуччино или отрешившись от всего этого виртуального зоопарка сесть в свое кресло и молча созерцать проносящийся за окном недостижимый мир. Только у стюарда(ессы) есть нужный уровень ментальной автономии и какого-то контроля. В любой другой ипостаси вас как активных субъектов опыта не существует, это всего лишь устоявшиеся сложные поведенческие нарративы реализуемые бессознательной нейронной динамикой.
Вся медитация, майндфулнесс, кастанедовский сталкинг и целый ряд схожих психопрактик – это всё про тренировку стюарда(ессы) вашего автобуса. Не поглощаться никем из пассажиров, не залипать бесконтрольно в телек, следить за порядочком, приглядывать за водителем. А когда выдастся свободная минутка – просто сесть и смотреть в окно, думая о том, что никто никогда не садился в этот автобус, не выбирал маршрут, и не задавался вопросом куда едут все эти пассажиры, которых на самом деле не существует.
P.S. Что такое unit of identification, self-representation blink и epistemic agency model можно почитать здесь.
1 comments On Hell of a ride
Надо выдыхать по чаще…