Бычий рёв и песнь грома (Patron’s choice)

 Whangarei Museum

Патрон: Vika Tsykun

В какой-то момент человеческой истории, когда усложнившийся мозг и развившаяся коммуникативная система привели к мифологизированной персонификации сил природы, мы вышли на новый уровень. Появилось не только “понимание” происходящего вокруг, но и потребность во взаимодействии. Если за громом и молнией что-то или кто-то стоит, то почему бы не попытаться обратиться к ним? Или даже… позвать?


Первое, что приходит на ум, это симпатическая или имитативная магия, основательно изученная в “Золотой ветви” Фрэзера. “Подобное порождает подобное”. Хотите вызвать гром? Звучите как гром. Вспоминается подходящая по звучанию, но не подходящая по смыслу поговорка про “пожнёшь ветер – посеешь бурю”. Есть, кстати, хороший фильм “Пожнёшь бурю”, про “Обезьяний процесс” над школьным учителем, который нарушил антидарвинистский “Акт Батлера” запрещающий отрицать в школах библейскую версию происхождения жизни и человека. И действовал он в штате Теннеси, внимание, с 1925 по 1967 год. 

Североамериканские буллроареры

Бычий рёв (bullroarer), rhombus или turndun – древний ритуальный музыкальный инструмент незамысловатого устройства. Представьте себе отполированный кусок дерева напоминающий по форме доску для сёрфинга (но не всегда), иногда с разными зазубринами или расщеплениями вдоль или по периметру, а иногда гладкий. С одной стороны у буллроарера есть ушко, туда продевается нить за которую его раскручивают. При трении о воздух, он издает интересный звук за счёт своей особой аэродинамики.


Буллроареры в достаточно больших количествах обнаружены в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. Забавно, что в некоторых местах пишут, будто находки с территории Украины и Франции датируются 17 000 – 18 000 до н.э.

The Study of Man (1898) by Alfred C. Haddon

Любопытно то, что в разных регионах функции буллроарера были разными, иногда пересекаясь: от детской игрушки (children’s toy), манипуляций с погодой (weather manipulation), до шаманского аксессуара (судя по всему, для колдунства с погодой напрямую не связанного) и приспособления для призыва духов. 

И если использование буллроарера как айну, так и североамериканским населением может быть еще одним доказательством того, что люди пересекали Берингов пролив (в пользу этого же говорит сходство медвежьего церемониализма этих двух культур), то в обществах собирателей, которые исторически были очень изолированы друг от друга, таких как арунта в Центральной Австралии, мбути в Центральной Африке, бороро в Мату-Гросу и помо в Калифорнии, буллроареры возникли независимо. Также примечателен тот факт, что и сам шаманский аксессуар, и даже его звук являются табу для женщин в Австралии и некоторых частях Африки и Южной Америки.


Функции буллроареров в обществах охотников-собирателей

В одном здоровенном исследовании слуховых сигналов и других видов коммуникативного поведения было сделано предположение, что низкочастотные, резкие звуки с нелинейными характеристиками должны служить сигналом враждебности (hosility). А как еще по-вашему должны звучать силы природы? И судя по распространенности и независимому возникновению этого артефакта в географически удаленных культурах, “бычий рёв” напоминающий звуки стихии вполне даже подходит для этой цели.

Буллроареры с Британских Островов


Патроны третьего тира «Обитатель Глубин» могут выбрать из любого дайджеста любую статью в качестве темы для ежедневной публикации.

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer