Этот сезон подкаста представляет из себя авторский пересказ отдельных глав из книги Warnings: Finding Cassandras to Stop Catastrophes. Если есть возможность – обязательно прочитайте в оригинале. Totally worth it. Или можете удовольствоваться моим пересказом 🙂
Часть 1 | Часть 2
Вы знали, что раскол в исламе произошёл на несколько веков раньше чем в христианстве? У ислама, как и у любой уважающей себя религии, есть идеологический раскол. В VII веке, в 632 году нашей эры умер пророк Мухаммед. И остро встал вопрос преемника. Трещина в исламском обществе пролегла по вопросам религиозного авторитета и руководства всеми мусульманами после смерти Пророка. Публика разделилась на тех, кто последовал за ближайшим сподвижником Пророка (Абу Бакром), – сунниты (последователи примера Пророка – Сунны), и тех, кто последовал за двоюродным братом и зятем Пророка (‘Али), они стали известны как шииты (последователи партии ‘Али – ши’ату Али). Сунниты сосредоточены на следовании примеру Пророка, в то время как шииты сосредоточены на родословной семьи Мухаммеда через ряд имамов.
Daesh, ISIS, ИГИЛ – что это вам говорит? Исламское государство Ирака и Леванта скажете вы, недолговечная вольница исламских фундаменталистов, несбывшаяся мечта о вечном халифате. Хоть законы шариата и уходят корнями в VIII век, исламский фундаментализм, как мы его знаем, сформировался сравнительно недавно, в XX веке. Когда в 1979 СССР вторгся в Афганистан, большое количество молодых мусульман восприняли сопротивление советской армии как священную миссию. А где идеологически праведная война – там и совершенно естественная радикализация взглядов. Никто точно не знает, кому принадлежит фраза “не бывает атеистов в окопе под огнём”, известно только что это не Егор Летов из Гражданской Обороны. Нас же интересует то, что на этой войне, которая продлилась десять лет, научился воевать и ненавидеть молодой Осама бен Ладен, который впоследствии станет лидером знаменитой Аль-Каиды. Молодой, образованный, да-да, образованный, при деньгах, из хорошей семьи. Кроме него на этой войне выковался лидер будущего ИГИЛа, аль-Заркави. Можно не запоминать, как его зовут, через несколько лет его убьют, будет следующий транзитный лидер, а про третьего будет позже.
Перенесемся в 2003 год, США сформировали международную коалицию для борьбы с режимом Саддама Хусейна в Ираке. Терроризм, оружие массового поражения и… нефть. Семь крупных месторождений, из которых разрабатывалось два-три максимум. Сам долг велит вмешаться. После смены режима, который не продержался и месяца, была запрещена деятельность крупной партии и расформирована большая часть армии. На тот момент это было приблизительно 250 000 человек. Результатом стала дестабилизация ситуации в стране и появление оппозиционно настроенных вооруженных группировок, или повстанцев. И тут как раз стоит посмотреть на карту и вспомнить про шиитов и суннитов. Большая часть мусульман в мире – сунниты, их около 80%. Вспоминаем, что между ними всегда тёрки, причем, религиозные несогласия являются скорее поводом для конфликтов по таким извечным человеческим проблемам, как передел власти и сфер влияния. Шиитов больше всего в Ираке и Иране, но правящая верхушка Саддама Хусейна была суннитской и, как несложно догадаться, все это время подавляла шиитское большинство. После свержения режима Хусейна маятник качнулся в другую сторону, шииты стали угнетать суннитов в ответ на годы притеснений, и в стране замаячил призрак гражданской войны. Стоит заметить, что большая часть военных расформированной иракской армии были суннитами, и с радостью присоединились к движению сопротивления режиму. В 2004 одна из повстанческих группировок присягнула на верность бен Ладену и стала филиалом аль-Каиды в Ираке. Да таким мощным, что ей хватало сил бороться как с коалицией, так и с шиитами. Вот, собственно, и гражданская война. А для иракских джихадистов это продолжение их священной войны начатой в Афганистане. В 2006 с аль-Каидой слились еще несколько группировок, образовав Исламское государство Ирака. Пока что только Ирака.

Кассандрой этой части будет Роберт Форд, ведущий эксперт американского Министерства Иностранных Дел по арабским странам, бывший на тот момент послом США в Сирии. В 2011 по арабскому миру, в ответ на коррупцию и экономическую стагнацию, прокатилась серия антиправительственных протестов и вооруженных восстаний. Арабская весна, как ее назвали, началась в Тунисе, когда в декабре 2010 тунисский торговец совершил самосожжение в знак протеста, и прокатилась по Ливии, Египту, Йемену, Бахрейну и Сирии. Имея за плечами 29 лет опыта работы послом в арабских странах, Форд видел уровень фрустрации и настроения масс. В ответ на его опасения, президент Сирии Ассад сказал Форду, что все арабские страны разные, и происходящее в Тунисе не повод для беспокойства. Но тут закончилась зима, протесты не только не утихли, а начались параллельно в Египте, Ливии и Йемене. В марте протесты начинаются уже в Сирии.
Центральное командование Аль-Каиды, скрытое в Пакистане и Афганистане, приказывает своим сторонникам по всему арабскому миру отправиться в Сирию, чтобы помочь свергнуть Асада. Одной из групп, которая откликнулась на этот приказ, была уже упомянутая Аль-Каида в Ираке, которой теперь руководит малоизвестный самопровозглашенный священнослужитель, известный как Абу Бакр аль-Багдади. Помимо руководства оставшимися элементами Аль-Каиды в Ираке, аль-Багдади был частью более широкого суннитского повстанческого движения, в которое входили некоторые из старых военных офицеров Саддама.
Асад приказал армии использовать экстремальную тактику против гражданского населения, включая артиллерийские обстрелы и воздушные бомбардировки, тысячи сирийских военных дезертировали и начали искать группы, которые будут бороться с правительством. Одна из таких групп назвала себя Свободной сирийской армией (Free Syrian Army). Хотя она была в основном светской, она нашла общий язык с религиозными элементами оппозиции, которые были членами “Мусульманского братства” (Muslim Brotherhood.). Они хотели, чтобы Асад присоединился к списку свергнутых в 2011 году арабских диктаторов. Позже к ним просоединилась иракская Аль-Каида.
2012 год, оппозиция Асаду в Сирии не только не ослабевает, но и растет, подпитываемая жестокими репрессиями правительства против населения. Идея Форда о том, что Соединенные Штаты должны помочь сирийской оппозиции, начала находить поддержку в Вашингтоне. Обама-то призывал Асада покинуть свой пост, но вы же понимаете эффективность обеспокоенности и призывов на международной арене – пшик. Дальше межведомственных встреч и разговоров дело не пошло. А меж тем, тысячи мусульман ехали в Сирию сражаться с режимом Асада. Перед ними стоял выбор, к кому присоединиться – к Свободной сирийской армии или Аль-Каиде. И вот тут настает пророческий момент: Форд видел, что два очага сопротивления могут слиться в один. Переворот в Ираке и приход к власти шиитов способствовал радикализации суннитского большинства, на войне с режимом Асада в Сирии Аль-Каида окрепла, обучилась, обозлилась, приобрела тысячи последователей и активных комбатантов. Форд отправляет в Белый Дом и госсекретарю формальное предупреждение, что если не поторопиться и не вооружить умеренную в своих взглядах сирийскую оппозицию, которая Свободная сирийская армия, то можно получить Аль-Каиду 2.0 на границе Сирии и Ирака. Представители администрации в свою очередь опасались что оружие, отправленное Свободной сирийской армии, в конечном итоге попадет в Аль-Каиду или другие экстремистские группировки. Или что США будут обучать людей, которые притворяются частью Свободной сирийской армии, а затем возвращаются в Аль-Каиду. Прежде чем кого-то обучать, нужно его тщательно проверить. Да и вообще боеспособность оппозиции, в которую входят, по их мнению, “бывшие учителя и фармацевты”, крайне сомнительна. А уже в 2013 году, Абу Бакр аль-Багдади, лидер иракской Аль-Каиды в одностороннем порядке объявляет о её слиянии с сирийским филиалом Nusra Front. Так появился ИГИЛ (ISIS). Они настолько окрепли и осмелели, что в июле напали на известную тюрьму Абу Грейб, всего в нескольких милях от столицы Ирака, Багдада, и освободили около пяти сотен заключенных тут же вставших под ружьё на защиту вечного халифата. Лидеры Nusra Front отказались объединяться, на что аль-Багдади ответил “ну и ладно”, забрал приехавших из-за рубежа бойцов и порвал с Аль-Каидой.

Если можно было бы выделить какой-то пик или поворотный момент в отрицании Белым Домом предсказанной Фордом угрозы радикальной террористической организации, это был бы сентябрь 2013. Когда вопреки предупреждениям Обамы о “красных линиях” Асад применил против населения химическое оружие, уже подготовленные к вылету на бомбардировку разведанных сирийских военных объектов ВВС США так никуда и не вылетели. Президент США и его начальник штаба решили отменить запланированный авиаудар, который мог бы не только воспрепятствовать дальнейшему применению химического оружия, но и послать недвусмысленный сигнал поддержки Свободной сирийской армии. Но, увы.
В течение 2013 года события разворачивались согласно предсказаниям Форда. Nusra Front укреплял свои позиции в Сирии, поддерживаемый иностранными бойцами, оружием и средствами богатых сторонников в арабском мире, а также правительствами Катара и Турции. ИГИЛ завоевывал больше позиций, чем Nusra и еще более слабая Свободная сирийская армия. Армия Асада трещала под всем этим давлением, но ее по-прежнему поддерживали иранские спецподразделения. В Ираке шиитское правительство обрушило на суннитов весь возможный прессинг, подавляя силой демонстрации, изгоняя суннитских чиновников отовсюду: из правительства, служб безопасности и армии. А бывшие саддамовские военные, поначалу неохотно общавшиеся с ИГИЛ, позже стали тренировать волны рекрутов для дальнейшего участия в боевых действия уже на территории Ирака.
В начале января 2014 ИГИЛ захватил сирийскую Ракку, которую провозгласил своей столицей, после они оккупировали иракский город Фаллуджа, за который велась самая кровавая битва Иракско-Американской войны десятью годами ранее. Вооруженная и обученная Пентагоном иракская армия не могла держать удар и отступала. В июне ИГИЛ уже захватили Мосул, второй по населению город в Ираке, с населением более миллиона человек. Параллельно с продвижением войск, ИГИЛ захватывал месторождения нефти, а в июле аль-Багдади уже объявил себя халифом нового Исламского государства, которое, в планах и фантазиях его приспешников, простиралось на весь мусульманский мир.
Спустя несколько лет кровопролитных битв, десятки тысяч жертв, разрушенные города , уничтоженные святыни, и сотни авиаударов со стороны коалиции многих стран ИГИЛ потерпел поражение и его звезда закатилась. Но это уже совсем другая история.
P.S. Если вы дочитали аж до сюда, то вот вам пасхальное яйцо: фоновой музычкой в подкасте играет 8-битная версия песня наши́да (nasheed) Saleel Sawarim “Звон мечей”.