Крик Кассандры: прогнозируя пиздец. Авария на Фукусиме (Часть 4)


Этот сезон подкаста представляет из себя авторский пересказ отдельных глав из книги Warnings: Finding Cassandras to Stop Catastrophes. Если есть возможность – обязательно прочитайте в оригинале. Totally worth it. Или можете удовольствоваться моим пересказом 🙂

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Если считать аварию на Чернобыльской АЭС техногенной катастрофой номер один, то Фукусима уверенно претендует на второе место. Больше двух тысяч смертей связанных с аварией (disaster-related deaths), сотни тысяч тонн загрязненной воды попавшие в океан и почву, больше двухсот миллиардов долларов материального ущерба, и не в последнюю очередь дискредитация ядерной энергии в масштабах целой страны и переход на ископаемое топливо, что совсем не увеличивает наши шансы на выживание в долгосрочной перспективе.

11 марта 2011 в 75 километрах от региона Тохоку, северо-восточной части Японии, произошло подводное мегаземлетрясение магнитудой 9 баллов по шкале Рихтера. Японию трясло около шести минут, а спустя некоторое время, на скорости около 700 километров в час пришло цунами, высота волны которого в некоторых местах достигала 40 метров. В некоторых городах префектуры Ивате волна зашла на 10 километров вглубь суши. По официальным данным  2021 года, в результате цунами погибло 19 747 человек, 6 242 было ранено, а 2 556 пропавших без вести. По состоянию на 2015 год указывалось, что 228 863 человек не могли вернуться домой после вынужденного переселения.

А что же, собственно, происходило на самой атомной электростанции Фукусима Дайити? При обнаружении землетрясения активные реакторы были автоматически остановлены. Из-за того, что местами попадали высоковольтные линии электропередачи, электроснабжение реакторов нарушилось, запустились аварийные дизель-генераторы. Они должны были обеспечивать электроэнергией насосы, циркулирующие теплоноситель через активную зону реакторов. Эта непрерывная циркуляция жизненно необходима для удаления остаточного тепла распада, которое продолжает вырабатываться после прекращения деления. Однако вскоре пришла волна цунами, которая в том месте достигала 14 метров в высоту и легко накрыла десятиметровый забор окружавший электростанцию. Вода затопила нижние части реакторов, что вызвало отказ аварийных генераторов и потерю питания циркуляционных насосов. В результате потеря охлаждения активной зоны реактора привела к трем ядерным расплавлениям (meltdowns),  трем взрывам водорода и выбросу радиоактивного загрязнения в энергоблоках 1, 2 и 3 в период с 12 по 15 марта.

В течение нескольких дней после аварии выброс радиации в атмосферу вынудил правительство объявить эвакуационную зону вокруг АЭС, радиусом около 20 км. Десятки тысяч жителей эвакуировались из населенных пунктов, окружающих АЭС, из-за повышения уровня ионизирующего излучения вызванного радиоактивным загрязнением воздуха от поврежденных реакторов.

Так вот катастрофа на АЭС была мало того, что спрогнозирована, она была предотвратима. Наш герой, Кассандра этой части, Юкинобу Окамура, невысокий мужчина с тихим голосом, известный эксперт-сейсмолог и директор Japan’s Active Fault and Earthquake Research Center. Профессионал с многолетним стажем, стереотип японского трудоголизма. В 2009 на заседании Japan’s Nuclear and Industrial Safety Agency (NISA) он поднял вопрос безопасности АЭС, а именно защиту от возможного цунами. Последнее из зарегистрированных цземлетрясений, на которое ориентировалась NISA при разработке техники безопасности, произошло в 1938 году магнитудой в 7.9 баллов по шкале Рихтера. Из-за близости Фукусимы к морю, её при постройке обнесли 10-метровой стеной. Окамура же настаивал на том, что этого было мало, и возможное цунами просто не заметит эту смехотворную преграду. Он вспомнил о землетрясении Дзёган 869 года. Да-да, не тысяча восемьсот, а 869 года. Описание этого землетрясения, которое полностью называется Дзёган Дзисин, встречается в историческом тексте “Правдивая история трёх царств Японии” составленном в 901 году. Проведенный в 2001 году седиментационный анализ обнаружил принесенный тем цунами песок на расстоянии 4,5 километров вглубь суши.

Представители Tokyo Electric Power Company (TEPCO), которая владела и управляла Фукусима Дайити, отмахнулась от идеи угрозы цунами, заявив, что основную проблему представляют землетрясения, защита от которых на станции на самом высшем уровне, все по инструкции, согласно требованиям, предписаниям и best practices. К землетрясению масштабов 1938 года они готовы, а экстраполировать на сегодняшний день смутные хроники тысячелетней давности это несерьезно, и вообще нет никаких объективных данных. Классическая ошибка доступности (availability bias), когда во внимание принимается в первую очередь уже известная и недавняя информация. А всякие там хроники былых катастроф это давно, неправда и вообще не так страшно как вы описываете, не надо тут нагнетать.

А с землетрясениями у Японии своя история. Расположена она аккурат на Тихоокеанском Вулканическом Огненном Кольце (Pacific Ring of Fire). Это целый комплекс геологических объектов образованных по периметру Тихоокеанской плиты в результате ее тектонического взаимодействия с соседними плитами. Если посмотреть на карту, выглядеть это будет как цепочка вулканов подковообразной формы. Окамура, как опытный сейсмолог, знал, что у величественного танца литосферных плит есть свой ритм. И по его расчетам выходило, что цикл между мощными землетрясениями составляет от 800 до 1100 лет. С 869 по 2011 прошло аккурат 1142 года, самое время для тектонической встряски. И землетрясение не заставило себя ждать.

Так вот, если непосредственной причиной катастрофы (proximate cause) на Фукусиме является землетрясение Тохоку и цунами, то задумываясь о первопричине (ultimate cause) можно вспомнить, что независимое расследование проведеное в 2012 сочло катастрофу рукотворной (man-made) по масштабам и последствиям некомпетентности, неподготовленности и невежества. Страна помнящая ужасы Хиросимы и Нагасаки с понятной опаской относилась к ядерной энергии, потому политикам приходилось гибко маневрировать в этом вопросе, чтобы вылавировать между общественным мнением и политикой используемых энергоносителей. Можно выделить ряд критических моментов среди возможных причин трагедии:

  1. Высокая толерантность к риску. Отчасти она объяснялась нежеланием TEPCO вводить весь спектр необходимых ограничений и мер предосторожности, которые потребовали бы некоторых непопулярных мер и могли повлечь за собой протесты, нежелательное внимание прессы и затруднить функционирование бизнеса.
  2. Так называемый “захват регулятора” (regulatory capture), а попросто “договорняк” TEPCO и NISA, организацией и регулятором. Ситуация “лиса стережет курятник”.
  3. Ошибка доступности, тот самый availability bias, или как ее еще называют авторы книги Initial Occurence Syndrome, синдром первичного возникновения. Зачем бояться того, чего с нами еще не случалось? История такого не помнит, значит и опасения излишни. Точь-в-точь как со вторжением в Кувейт, о котором мы говорили в первой части.

Окамура был не одинок в своих прогнозах и опасениях. Японский сейсмолог Кацухико Исибаси критиковал нормы и правила застройки еще в своей книге “Предупреждение сейсмолога” изданной в 1994. Спустя полгода после её публикации, в 1995 землетрясение в Кобе унесло жизни тысячи человек. О книге вспомнили и она стала бестселлером. В 2007 году Исибаси опубликовал в Herald Tribune статью “Why Worry? Japan’s Nuclear Plants at Grave Risk From Quake”. В ней он пророчески описал, что землетрясение будущего лишит реакторы внешнего питания, волна цунами перехлестнем через защитные сооружения и затопит аварийные дизельные генераторы. Это приведет к перегреву и плавлению стержней и повлечет за собой взрывы и выбросы радиоактивных веществ с последующим загрязнением окружающей среды, человеческими жертвами, материальным ущербом и так далее. Что, собственно, и произошло на Фукусиме спустя четыре года.

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer