Как мы воспринимаем других людей? Видим, слышим, осязаем. Но делаем ли мы это постоянно? Как мы воспринимаем тех, с кем нас разлучила война и обстоятельства?
В каком-то смысле мы подобны летучим мышам, китам или дельфинам (но не только) использующим эхолокацию чтобы ориентироваться в окружающей реальности. Наше отражённое “эхо” оживляет голограмму человека создаваемую нашим мозгом. Сюда можно подставить что угодно: от живой встречи, до короткого текстового сообщения.
Представьте, что у нас есть встроенные “проектор” и “эхолокатор”. Эхолокатор – это вся совокупность поведенческих и когнитивных процессов по контактированию с другими. А проектор – это вся совокупность когнитивных процессов по созданию, поддержанию и манипулированию ментальными образами других. Эхолокатор энергозатратнее, но снабжает нас новой информацией, проектор экономнее, но оперирует только имеющейся. Вдобавок, проектор, как механизм в основе которого лежит работа памяти, постоянно реконструирует, оптимизирует и периодически утрачивает информацию.
Слаженная работа двух этих вымышленных приспособлений позволяет нам гибко взаимодействовать с окружающими даже при суррогатном (дигитализированном) контакте, не говоря уже о том, что проектор позволяет нам сохранять “отношения” с людьми даже во время разлуки – увидевшись спустя некоторое время, нам есть что сказать друг-другу нового, о чём мы мысленно разговаривали с проекцией этого человека у нас в голове.
Одна из проблем общения заключается в том, что эхолокатор затратен сам по себе, но он также влечёт за собой неизбежную “ошибку предсказания” (prediction error), которая каждый раз вызывает пусть и фоновую, но фрустрацию. И нам либо остается затрачивая энергию обновлять модель, либо экономить энергию игнорируя реальность. С моделью другого человека – как с моделькой в компьютерной игре: чем больше в ней полигонов (плоскостей из которых она “вылеплена”), а в нашем случае – деталей, из которых состоит образ – тем больше она “весит” и тем больше когнитивного ресурса нам требуется для того, чтобы её “обсчитать”. Именно поэтому нам “сложно” и “тяжело” долго и вдумчиво слушать, со-переживать, эмпатировать.
• Любовь, по этой аналогии – это регулярный “апдейт” нашей внутренней проекции (или голограммы) созданной “проектором” по данным “эхолокатора”.
• Измерить любовь можно в частоте обновления модели, количеству энергии зарезервированной для “проектора” и “эхолокатора”, а также количестве “полигонов”, которые мы храним, обновляем, и “подгружаем” каждый раз взаимодействуя с человеком (в реальности или мысленно).
В какой-то момент мы не услышим ответного эха – вместо человека там останется лишь пустота и наши проекции, которые уже никак не обновить, кроме информации из посторонних источников. “Его/её больше нет”.
Пустота вероятней и хуже Ада.