Духовные лайф-коучи добрались до олдовых настольных игр.
В Древней Индии была в ходу настолка в сеттинге джайнизма, под названием Мокша Патам. В отличие от игр, в которых жизнь рассматривалась как смесь мастерства (свободной воли) и удачи, механика Gyan chaupar, как её ещё называли, построена полностью на кармическом фатализме.
В верхней части доски были изображены боги, ангелы и величественные существа, а остальная часть доски была покрыта изображениями животных, цветов и людей. Бросаешь кубик – двигаешься по линейной траектории на выпавшее количество очков. Попал на клетку с лестницей – едешь вверх. На клетку со змеёй – скатываешься вниз. Принятие решений и выбор отсутствуют. Лестницы представляли такие добродетели, как щедрость, вера и смирение, а змеи – такие пороки, как похоть, гнев, убийство и воровство. Карабкаешься к свету и скатываешься во тьму по воле слепого случая.
Моральный урок игры, предположительно, заключался в том, что человек может достичь освобождения (Мокша), делая добро, в то время как, делая зло, он будет перерождаться в низших формах жизни. Количество лестниц было меньше, чем змей, как напоминание о том, что путь добра гораздо труднее, чем путь грехов. Предположительно, достижение последнего квадрата (число 100) означало достижение Мокши (духовного освобождения).
Когда игра была перенесена в Англию, индийские добродетели и пороки были заменены английскими в надежде лучше отразить викторианские доктрины морали. На квадраты “Реализация” (Fulfilment) , “Благодать” (Grace) и “Успех” (Success) можно было попасть по лестнице “Бережливость” (Thrift), “Покаяние” (Penitence) и “Производство”, а змеи “Потворство” (Indulgence), “Непослушание” (Disobedience) и “Праздность” (Indolence) приводили к болезням, позору и нищете. Если в индийской версии игры змей было больше, чем лестниц, то английский аналог был более щадящим, и содержал всего поровну.
Пытливый ум, ленивая задница и шаловливые ручонки предпринимателей духа переупаковали настолку возраста йоги в эзотерический коучинг под названием “игра Лила”, заменили лестницы на стрелы, дорисовали на фон Шиву, и опубликовали аж две статьи в Википедии: высосанные из пальца два абзаца на английском, и сакральной нумерологией на русском. Игра идёт в комплекте с лекциями “Карма на кортанах”, “Ведическое учение о спасении грешной жопы”, чакры, карты, и дальше уже от уровня/ценника вашего адвайтамады.
Было бы непростительной глупостью не монетизировать тренажёры духовного смирения. Если кармические аферисты с их клиентами вызывают брезгливую неприязнь и снисхождение, то стоит вспомнить о широких массах ставящих на кон куда большее. Они всё так же “бросают кубик” завороженные иллюзией контроля, полагая, что небезразличное к их судьбе незримое направит перестук граней по столу и траекторию движения фишки.