Как часто садясь за руль вы задумываетесь о том, что другие водители хотят вас убить? Валишь 120 км/ч по трассе, по встречной полосе, всего в паре метров от вас проносятся другие авто, дрогнула чья-то рука и вот уже пара трупов запечатанных в металлолом. Возможно изредка, нет-нет да и промелькнет шальная мыслишка, но вряд ли кто-то об этом часто задумывается. Становясь участником дорожного движения мы совершаем “прыжок веры” (leap of faith) – даём кредит доверия незнакомым людям, полагаясь на общеизвестную информацию.
Если автотранспорт не вызывает у среднестатистического гражданина особых опасений (хотя по статистике должен), то с вакцинацией (к примеру) начинаются сложности. А вдруг там чип, или неизвестные побочки – вакцина-то недавно изобретена и произведена ещё заморскими капиталистами, кто знает, не скосопиздит ли ваше прекрасное тело смертельная гангрена? Неспроста, ох неспроста власти нам это навязывают, без куар-кода никуда не пускают, деточек наших заставляют вакцинироваться. Что-то тут нечисто. Это эпистемическое недоверие (epistemic mistrust) – когда авторитетный источник информации для нас не авторитет. Какой наивный дурак поверит, что Кеннеди убил одиночка, коронавирус взялся из летучей мыши, а в башни-близнецы просто врезались самолёты?
Клиент уже готов, осталось подсечь. Когда вокруг сложно и тревожно, то очень хочется какой-то уверенности и контроля, хотя бы за своим восприятием. Нужно во всём разобраться. Но все медиа врут, а власти скрывают, придется разбираться своими силами. Подверженный множеству когнитивных искажений обработки входящей информации человек отправляется в интернет на поиски правды. А там его ждёт виральный, триггерящий и ажитирующий контент, который словно в калейдоскопе складывается в убедительную и связную картинку. Совсем неудивительно, почему этого не говорят в новостях – им невыгодно, чтобы мы знали правду, соединили точки (connect the dots), разгадали хитрый замысел.
„Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.“ Геббельс вовсю использовал этот “эффект иллюзорной правды”. А конспирологические теории, к тому же, существуют как самовоспроизводящиеся интернет-мемы, и охват с вовлечением у них в разы выше, чем у скучных официальных новостей и сводок. Стоит заметить, что “конспирологи”, в большинстве своём, не теоретики, а теисты – мало кто из них создаёт с нуля, большинство пользуется готовыми наработками. Сначала ты перестаешь доверять авторитетным источникам, потом отправляешься на поиски ответов (а кто ищет – тот всегда найдет), а там уже собираешь по всплывающим к тебе кусочкам информацию уже сформулированную кем-то. И всё так хорошо и связно клеится и липнет одно к другому, осталось только сходить купить фольги два рулона. А лучше три.
В чем разница между disinformation, misinformation и malinformation можно почитать здесь.
Mistrust and Misinformation: A Two-Component, Socio-Epistemic Model of Belief in Conspiracy Theories