Интернет жесток как Мать-Природа и любой свободный рынок. В современном цифровом обществе перформанса быть увиденным и услышанным равнозначно тому, чтобы быть оцененным. Вас, как и козлёнка, который умел считать до десяти, из сказки Альфа Прёйсена «Geitekillingen som kunne telle til ti» (по которой был снят одноименный мульфильм), тоже посчитают.
Это неолиберальная интернализация “технологии себя” (technology of self). В любой нише социальной диджитал экологии юзер подлежит параметризации. Для существ галлюцинируюших свой цифровой слепок эти параметры становятся незримым воротом на мельнице, который крутит понурый ослик, и электрическим ошейником, 2 в 1. Мало, плохо, редко, скучно. Дофамин выветривается оскорбительно быстро, из черной дыры забвения и безвестности веет отчаянием, циферки не растут, недостаточная воспринимаемая эффективность может малигнизироваться до состояния воображаемого социального остракизма, реального самоуничижения и самообесценивания.
У тебя могут быть почти все деньги мира, но не может быть всех в мире лайков. Подменяя “подсказки” (cues) разнообразных статусных игр Homo sapiens абстракциями показателей вовлечения аудитории, цифровая среда превращает потребителя сначала в производителя (далеко не всегда сознательно-сознающего), а потом – в предпринимателя. Мало транслировать себя и делать контент, нужно улучшать показатели, а то нейронные цепи обслуживающие виртуальную гонку выдадут болевой стимул вашей социальной модели себя. Человек превращается в проект без начала и конца подлежащий бесконечно оптимизации. Никакой внешней эксплуатации – все ключевые параметры интернализованы и прочно ассоциированы с физиологией системы вознаграждения.
“Боженька, хочу больше лайков”
В невидимых штольнях социальных сетей всех мастей, в забоях новостных лент, идет потогонное добывание мистических чисел из магического терминала. Аутоэксплуатация криэйторов и консьюмеров. Наивняк подтянувшийся насладиться вечным зрелищем чужой работы незаметно для себя начинает махать кайлом в сомнамбулическом трансе срача в комментариях. Раньше невольники позвякивали цепью на которой тягали за собой шар. Сейчас это звук разблокировки экрана.
В новомодной блог-платформе Substack пробежала интересная статья о том, почему достаточно известные писатели, которые начинают вести свой сабстак, внезапно оказываются далеко не такими классными, как в печатном варианте. Тот скучный, этот скучный, вон тот восторженно-неискренний, ту заносит, эта просто постит куски опубликованного черт знает когда. Салман Рушди, автор “Сатанинских стихов”, за которые аятолла Хомейни приговорил его к смерти, до покушения постил в сабстак главы своей новой книги – они получали пару лайков. Писательство блоггерству рознь. “Сатанинские стихи” изданы в 1988, их ещё будут перечитывать тысячи. Хороший блог будут перечитывать сотни. Посредственный – десятки. Shorts, reels, stories и их текстовые аналоги не вспомнят уже послезавтра. Почтим минутой молчания судьбу тех, кто нашел себя в амплуа твиттер-афориста или похитителя мемов.
Менестрели былого разбивали пальцы в кровь по звенящим струнам, нынче это клавиатура. Джунгли цифровой экономики внимания оказывают своё селективное давление на тех, кто проходит engagement-отбор. Жизнерадостно улыбающиеся в камеру selfie-заводчане, вебкам-лицедеи на хромакей-подмостках, согбенные текстоделы всех мастей – все пляшут под загадочную аналитику цифр отражающих украденное время.
Зритель вынуждает актёра смотреть на себя чужими глазами, анализировать (не корова ли я на льду?), как он выглядит. Читатель становится невидимым судьёй для облекающего мысль в слова, витает над плечом оценивая написанное (ну и каша у вас в голове, голубчик). Корчи самоедства, смятенье духа, ненависть к себе, и редкий праздник вдохновенья и катарсиса – неизбежны. Пиши или проваливай. Никогда не узнаешь, во сколько прочитанных строк тебя оценили. Пока ты говоришь в своей голове с тем, для кого пишешь — ты не снимаешь тиктоки. Достаточно для счастья и самоуважения.
Благословенны читающие. Блаженны отписавшиеся.