Термин “барокко” относится к культурному и художественному движению, характерному для Европы с начала семнадцатого до середины восемнадцатого века. Этимология у него богатая и спорная. По одной из версий, это от португальского barocco и французского baroque, означающего “неровный жемчуг”. В ёмкой формулировке Монтеня – причудливый и бесполезно сложный.
А в аристотелевской логике baroco – это мнемоническое слово, используемое для запоминания силлогизма (логического аргумента, в котором применяется дедуктивное рассуждение для получения заключения, основанного на двух утверждениях). В бароко, первое утверждение универсальное и утвердительное, второе и третье – конкретные и отрицательные, а средний термин – атрибут двух первых.
Например:
- Все тарелки можно использовать в качестве фрисби (пластиковой тарелки/диска, которую бросают псу или скучающему другу/незнакомцу в парке):
- Некоторые металлические предметы нельзя использовать в качестве фрисби:
- Поэтому некоторые металлические предметы не являются тарелками.
Вычурно и криво? Отход от простого и легкого к сложному и запутанному – логика бароко. Такое понимание барокко соответствует самым ранним употреблениям прилагательного “барочный” в эстетических контекстах XVIII века. Так что окромя жемчужины, ранние ассоциации барокко со сложностью, диссонансом и путаницей, вероятно, происходили от силлогизма “бароко”.
В 2000х годах (точной даты нет) на анонимных имиджбордах родился неологизм “манямирок”, который позже выплеснулся в социальные сети, а дальше в интернет. Он обозначает вымышленную реальность наших влажных фантазий, в которой так и тянет окуклиться в минуты стресса и негодования от несовершенства всего сущего.
В стремлении свести дебет ожиданий с кредитом разочарований, мы раз за разом выстраиваем вокруг себя свой манямирок, который приукрасит серость, сгладит дискомфорт и оградит нас от боли. Он ласков и коварен. Уродливая правда жизни, коммуникация полная конфликтов, и такие несовершенные (но настоящие) люди находятся за пределами этого ажурного и вычурного мира, в котором мы запираемся изнутри как в одиночной камере с мягкими стенами (“буйняк” на сленге работников специализированных учреждений).
Сбегая в очередной раз в манямирок лучше не хлопать дверью, а оставлять её приоткрытой. Чтобы в какой-то из раз не заклинило замок.