TV Buddha Dongjing

Каменная статуэтка Будды смотрит на экран телевизора. На экране каменная статуэтка Будды, та самая. На статуэтку Будды смотрит камера, которая транслирует её в телевизор, который смотрит статуэтка Будды. Зритель смотрит на каменную статуэтку Будды, которая смотрит на каменную статуэтку Будды.

Почему не зеркало? Есть большая разница между отражением и трансляцией. Отражение темпорально отделено от нас скоростью света и скоростью нашего восприятия (нейронной обработки сигнала). Live-трансляция создает ещё больший зазор, так как сюда добавляется аппаратная обработка сигнала. Отражение искажает образ меняя право и лево, трансляция искажает образ механистическим преобразованием.

В инсталляции Пэк Нам Джуна “TV Buddha” спрятана китайская эстетическая концепция донцзин (dongjing, 動靜) – “движение и покой/неподвижность”. В китайской философии движение и неподвижность – понятия с очень богатым содержанием. Помимо общего значения “изменение”, “переход”, движение также содержит значения “иметь желание”, “действие”, “энергичный”. Что касается неподвижности, то помимо общепринятого значения “остановка”, “неизменность”, она также содержит значения “отсутствие желания”, “отсутствие действия”, “гибкость и уступчивость”.

Теорию видео-арта можно объяснить концепцией “движения и неподвижности” в эстетике Восточной Азии, которая обычно выражается как покой в движении и движение в покое. В контексте видео-арта движущийся экран – это движение, а медитация человека, который смотрит на экран, – это покой. Если рассматривать это с точки зрения видеоэкрана, то есть зритель, занятый созерцанием непрерывного движения перед собой. Таким образом, это “покой в движении” (dong zhong jing, 動中靜). С точки зрения человека, оценивающего искусство, произведение видео-арта непрерывно движется во время молчаливого созерцания (медитации), поэтому это “движение в покое” (jing zhong dong, 靜中動).

Конфуций говорил, что “благородный господин” (цзюньцзы, junzi 君子) должен смотреть на воду. И время течет как вода, и человеческая природа изменчива как вода, и молчаливое созерцание (покой) воды (движение) есть реализация донцзин. Live-трансляция Будды созерцающего себя создает этот эффект “движения и покоя” – Будда неподвижен (jing, 靜), а темпоральный зазор потоковой обработки сигнала создает движение (dong, 動). Момент дзенского “вечного настоящего” запечатленный с помощью традиции и технологии.

Nam June Paik’s TV Buddhas – His Best-Known Work

Moving Meditation: PAIK Nam June’s TV Buddha and Its Zen Buddhist Aesthetic Meaning

()#culture

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer