Бог не благ: кто виноват в наших несчастьях?

Есть гипотеза “Бога пробелов” (God of the Gaps), согласно которой высшая сила появляется там, где в нашей картине мира есть бреши. Бог, боги, нужны были нам изначально в качестве объяснения. Объясняя мир вокруг деяниями невидимых нечеловеческих сущностей, в поисках каузальных корней люди рано или поздно приходили к необходимости первопричины, сущности творца, с которого всё началось. 

Эффективное распознавание в окружающей среде агентов – интенциональных сущностей – навык, от которого зависело выживание наших предков. Обнаружить и правильно интерпретировать поведение животного отделяло ужин от участи быть съеденным на ужин. Со временем низкая стоимость ложного срабатывания распознающего когнитивного модуля (Agent Detecting Device) привела к его гиперактивности. Зрить лик святого на обоях и слышать от святого духа, кто из соседей курит в лифте, не столь критично скажется на репродуктивном успехе (количестве внуков), как один-единственный леопард, приближение которого вы прозевали. В отличие от леопарда, на бога распространяется работа ещё одного когнитивного модуля – Theory of mind. Благодаря ему мы распознаём в людях намерения (интенциональность), трактуя их поведение как последовательность осмысленных и целенаправленных действий. Если убийца из рода кошачьих просто хочет нас сожрать, то взаимодействие с себе подобными чаще всего так или иначе лежит в плоскости морали: это либо к худу, либо к добру.



Моральная ситуация почти всегда диадическая: наше восприятие устроено так, что в ней есть активный действующий агент наносящий зло/добро и воспринимающий адресат / жертва / пациент – терпила (patient). Концепции моральной агентности и морального “пациентства/терпильства” (patiency) известны с аристотелевских времён. Моральные агенты участвуют в моральных событиях, вызывая их, а моральные пациенты участвуют переживая их последствия. Воровство, непотребное поведение и доблесть требуют “пациента”-пострадавшего-реципиента. А самый главный моральный пациент это, конечно же, мы. У нас положительные образ себя (в основном) и обострённое чувство справедливости. Хорошее мы заслужили, а плохое – “Какого хуя, Господи!? За что мне это? Немає сечі вже терпіти ці пекельні борошна!” И вот тут нам приходит на помощь Existential Theory of Mind. За произошедшим стоят действия интенционального агента, он это специально, но зачем он так с нами? Требуется проникнуть в замысел Бога, который подложил нам эту свинью, нужно смоделировать ментальную каузацию (причинность). “Таке чувство якесь, шо Бог нас наказує за щось”. А там и до теодицеи (почему Всеблагой Бог допускает наличие Зла в мире? Я не для себя, для соседа спрашиваю, за других обидно, вы не подумайте) недалеко. О чём думает Бог когда делает вот это вот всё?

Чтобы исследовать, как люди воспринимают разум Бога, а также разум людей и множество других объектов, проводили веб-опрос, в котором участникам предлагалось оценить 13 персонажей (на рисунке) по параметрам различных умственных способностей, включая способность к планированию, голод, самоконтроль, удовольствие, общение, морали, боли, мышлению, радости, памяти, смущению и сознание. Например, участники сравнивали, является ли Бог более или менее способным испытывать “гнев”, чем ребенок. Факторный анализ всех ментальных способностей разделил их на две категории или измерения, в координатах которых мы воспринимаем сознание других сущностей. Первый фактор, обозначенный как Опыт (Experience), представляет собой способность к ощущениям (sensations) и чувствам (feelings), как, например, удовольствие, боль, голод, радость и сознание. Второй фактор, обозначенный как Агентность (Agency), является способностью к деятельности и ответственности: способность планировать, осуществлять самоконтроль, коммуницировать и нести моральную ответственность. 

Взгляните на рисунок: животные и дети, ожидаемо, больше способны переживать и чувствовать, чем целенаправленно действовать; робот это агент, а Бог – абсолютный агент без способностей к феноменологии. Он действует, но не чувствует. Человеческое интуитивное восприятие игнорирует теологию и противоречит Священному Писанию, в котором бог и гневается, и завидует, и желает. Бог – это моральный агент, который заслуживает проклятий и молитвы, но не сочувствия или симпатии. Этот вывод кажется контринтуитивным и даже тревожным. Вездесущий, всесильный, всеведающий и вечный Господь Вселенной, по мнению большой международной выборки образованных интернет-респондентов, имеет обедненную психическую жизнь? Оказывается, существует теоретический контекст, в котором это наблюдение имеет смысл, – теория морального типирования (moral typecasting theory). Она связывает восприятие разума с моралью и объясняет, как люди воспринимают разум целого ряда моральных игроков – злодеев, жертв, мучеников, самодуров, деспотов, благодетелей, демонов, спасителей, бенефициаров, героев и, да, даже всемогущего Бога – с точки зрения общего различия между моральными агентами и моральными пациентами.

Johannes Tauler. Helleleuchtender Hertzens-Spiegel. 1705

Связь с восприятием разума (mind perception) возникает потому, что моральные агенты и пациенты характеризуются одной (и только одной) из двух ментальных способностей – опытом и агентностью. Моральные пациенты, адресаты-реципиенты добра и зла, считаются способными к опыту, но относительно неспособными к деятельности (например, невинные жертвы). И наоборот, моральные агенты, исполнители добра и зла, считаются способными к деятельности, но относительно неспособными к опыту (например, бесчувственные злодеи и непоколебимые герои). То, что Бог воспринимается как обладающий большим количеством Агентности, но малым количеством Опыта, говорит о том, что Он не только моральный агент, но и, возможно, наивысший и конечный (ultimate) моральный агент. Теодицея, опять-таки. Люди – злы, судьба – злодейка, но кто затеял всю эту кашу? Он.

Так что наше восприятие высших сил скорее описывается “Богом Моральных Пробелов” (God of the Moral Gaps) – любая амбивалентная ситуация для которой у нас нет проксимального объяснения (это жена/муж/ребенок/сосед/Вася/жидомасоны), трактуется в диадической системе морали. Надо распознать и агента, и “пациента/реципиента” и моральную подоплёку. Виновник и причина наших страданий всегда найдётся, и в конечном счёте, финальной инстанцией окажется Бог. Мыслью о том, что это всё Его замысел, верующие одновременно и объясняют себе происходящее, и утешаются. Чем хуже жить – тем крепче вера.

Blaming God for Our Pain: Human Suffering and the Divine Mind

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer