Если бы все дураки носили белые шляпы, казалось бы, что все время идет снег!
Милорад Павич
Вам встречались (или вы слышали о знакомых чьих-то знакомых люди, которые умирая от ковида (ну или чуть не отъехали, но повезло) отказывались в него поверить? А в Соединенных Штатах ковид-скепсис имеет четкую корреляцию с партийной принадлежностью и целым набором культурных установок. Почему контрфактуальные убеждения подвергающие собственную жизнь людей совершенно объективному риску так плотно вросли в их жизнь, и так истово ими транслируются? Именно потому, что они опасны. Это costly signaling – дорогостоящий сигнал – для коммуникации социальной идентичности и приверженности группе.
Убеждения, которые функционируют как сигналы, могут не иметь эпистемической ценности – совсем не помогать нам лучше ориентироваться в окружающей среде. Если убеждение приносит ненулевую выгоду от его транслирования, чтобы окружающие знали и видели, что вы это убеждение имеете, то его истинность совсем не критична. Вы бога видели? Нет. А люди с его именем на устах делают всё, что угодно. С одобрения и ярой поддержки других верующих. Вы видели, как болеют ковидом и умирают от него? А миллионы подчеркнуто и демонстративно ведут себя так, будто они бессмертные и это всё чушь собачья.
Хорошей, но несовершенной эвристикой для проверки наличия у убеждения сигнальной функции является вопрос: было бы у человека это убеждение, если бы оно не передавало это сообщение? Есть ли некий неэпистемический мотив (не касающийся познания окружающего мира) для приобретения, демонстрации и реагирования на эти убеждения – сигналы.
Вот некоторые признаки того, что опасное убеждение функционирует как дорогостоящий социальный сигнал:
● Убеждение подвергает человека некоторой опасности, с которой члены внешней (аут)группы (чужаки), как правило, не хотят мириться (проклятые вакцинаторы).
● Убеждение демонстрируется другим.
● Другие люди (как в группе, так и вне ее) обнаруживают это убеждение и делают из него выводы.
● Верующий получает вознаграждение от группы. Это особенно ценно, когда принадлежность к группе является ценной социальной идентичностью.
● Они вызывают возмущение, негодование или другие негативные последствия для аутгруппы (вражеские пуканы полыхают).
● Убеждение имеет неэпистемическую основу. Основная составляющая – это социальная мотивация.
○ Искаженные рассуждения и рационализации, нападки.
○ Социальная сеть и рынок рационализаторских предложений для поддержки убеждений.
○ Поощрение к принятию статуса вне закона, который присущ опасным убеждениям (мученические мотивы пострадать за веру).
○ Эмоционально заряжены (emotion-laden) (например, маскулинность, патриотизм – “ковбои не носят маски”).
○ Убеждения не подлежат обсуждению или, по крайней мере, от них очень трудно отказаться (верующие на смертном одре!). Имеют низкий порог принятия (разгонять в Твиттере про Plandemic и заговор Big Pharma – легко и бесплатно) и высокий порог обращения (рисковать заразиться и заработать репутацию долбоеба – издержки с последствиями).
Издержки и риск придают сообщению вес и смысл. Ради социальной идентичности люди готовы и не на такое.